0
11277
Газета Экономика Интернет-версия

19.09.2017 00:01:00

Бюджет без войны, но с полицией

Тэги: минфин, бюджет, расходы, пенсии, индексации, материнский капитал


минфин, бюджет, расходы, пенсии, индексации, материнский капитал Глава Минфина Антон Силуанов уверен в социальной направленности бюджета-2018. Фото РИА Новости

Минфин предлагает со следующей трехлетки увеличить бюджетные расходы по нацбезопасности и в то же время сократить траты казны на оборону. Расходы на военные нужды по-прежнему составляют почти треть всех федеральных трат. В правительстве считают бюджет на предстоящую трехлетку вполне отвечающим социальным обязательствам государства. Хотя в нем и не предполагается индексация пенсий работающим пенсионерам или увеличение материнского капитала.

Вчера кабмин утвердил проект бюджета на 2018–2020 годы. Из него, в частности, следует, что со следующего года расходы бюджета по статье «Нацбезопасность и правоохранительная деятельность» увеличатся до 1,3 трлн руб. с 1,271 трлн руб. в 2017 году. Также, согласно документу, на 2019 и 2020 годы расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность планируются в размере 1,306 трлн руб. и 1,316 трлн руб. соответственно.

При этом на органы прокуратуры и следствия в 2018 году планируется выделить 101,14 млрд руб. А на нужды Росгвардии проектом госбюджета предусмотрено выделение около 655 млрд руб. на три года. В частности, в 2018 году на нужды ведомства планируется выделить 217,9 млрд руб., в 2019-м – 218,3 млрд руб., а в 2020-м – 219,2 млрд руб.

В свою очередь, следует из проекта документа, расходы казны по статье «Национальная оборона» на 2018 год, наоборот, предполагается сократить до 943,6 млрд руб. с текущих 1,021 трлн руб. В 2019-м предлагается направить на национальную оборону 860,6 млрд руб., а в 2020 году – 869,13 млрд руб. Заметим, на Вооруженные силы РФ расходы запланированы в размере 771,11 млрд руб. на 2018 год, а на 2019 и 2020 годы – 753,95 млрд руб. и 771,9 млрд руб. соответственно.

Однако даже несмотря на снижение, общие траты бюджета на оборону по-прежнему высоки: около 30%. «Основной же объем расходов предусматривается к направлению на социальную сферу – это 36,4%, оборона – 29%. Мы выполняем планы по закупкам вооружений и военной техники. Национальная экономика – 14,7%. Вот основные три структурных направления трат федерального бюджета», – перечислил вчера глава Минфина Антон Силуанов.

Очевидно, к национальной экономике можно отнести планируемые траты бюджета на поддержку сельского хозяйства. Правда, к примеру, объемы господдержки экспорта продукции сельского хозяйства в ближайшую трехлетку будут сокращаться. Так, согласно проекту бюджета, финансирование проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса АПК» на 2018 год запланировано в объеме 610,1 млн руб. Отметим, что в 2017 году на эти цели было предусмотрено 728 млн руб. В 2019 году этот показатель может снизиться уже до 565,7 млн руб., в 2020 году – до 491,7 млн руб.

В свою очередь, государство намерено нарастить расходы на финансирование мероприятий по борьбе с африканской чумой свиней. Так, на 2018 год на эти цели предусмотрено 481,6 млн руб., на 2019 год – 571,5 млн руб., на 2020 год – 585,2 млн руб.

Кабинет министров распланировал расходы и доходы на ближайшие три года 	Фото с сайта www.government.ru
Кабинет министров распланировал расходы и доходы на ближайшие три года Фото с сайта www.government.ru

На поддержку инвестиционного кредитования в АПК в 2018 году намечено направить 52,2 млрд руб. В 2019 и 2020 годах эта сумма может увеличиться до 55,5 млрд руб. в год. На льготное (краткосрочное) кредитование АПК в 2018 году предусмотрены субсидии в размере 44,15 млрд руб. Предполагается, что в 2019 году этот показатель снизится до 43,799 млрд руб., в 2020 году – до 42,913 млрд руб. В целом же финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года сохранится в объеме 222,2 млрд руб.

Проект документа также предполагает, что в 2018 году объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) сократится до 3,662 трлн руб. с 3,920 трлн руб. Далее прогнозируется его прирост – до 4,272 трлн руб. на конец 2019 года и 4,347 трлн руб. на конец 2020 года. Однако 2018-й станет последним годом, когда власти будут финансировать дефицит бюджета из ФНБ. Далее же ожидаются траты из ФНБ только на пенсионные накопления.

При этом, подчеркнули вчера в кабмине, проект бюджета на предстоящую трехлетку не предусматривает какого-либо повышения налогов. «С точки зрения налогов мы не предусматриваем какого-то увеличения нагрузки налоговой, наоборот, мы говорим о необходимости повышения сборов за счет лучшего администрирования. Это связано и с внедрением новых систем администрирования, таких как использование контрольно-кассовой техники, маркировка, улучшение прослеживаемости товаров», – указал глава Минфина.

Что примечательно, в тот же день министр финансов указал на то, что предложение по повышению акциза на бензин «уже согласовано». Увеличить акциз, таким образом, предполагается на 50 коп. за литр, вначале с 1 января, затем с 1 июля. В итоге повышение акцизов даст бюджету РФ около 60 млрд руб. в 2018 году и по 80 млрд руб. в 2019–2020 годах, заявил ТАСС замминистра финансов РФ Илья Трунин.

При этом в кабмине обещают, что новый проект бюджета позволяет выполнить все социальные обязательства. «Бюджет исходит из реальных финансовых возможностей и сформирован таким образом, что при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены», – пообещал вчера премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства.

Впрочем, к «выполнению социальных обязательств» в правительстве подходят несколько выборочно. К примеру, с 1 января 2018 года пенсии будут проиндексированы на 3,7%. В свою очередь, социальные пенсии с 1 апреля 2018 года будут увеличены на 4,1%, уточнил глава Минтруда Максим Топилин. В целом пенсии неработающих пенсионеров с 2018 по 2020 год вырастут на 11%, обещает глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Работающим же пенсионерам повезло куда меньше. «По работающим пенсионерам у нас предусматривается сохранение того режима, который действовал в текущем году, то есть мы не предусматриваем каких-либо индексаций в части работающих пенсионеров», – прокомментировал Силуанов, подчеркнув, что такая мера «не ухудшает положение работающих пенсионеров».

По-прежнему не индексируется и размер материнского капитала. В 2018 году он вновь составит 453 тыс. руб. 

По мнению экспертов «НГ», кардинальных изменений в бюджетной конструкции на предстоящий трехлетний период нет. «Так, решение заморозить расходы было принято еще в прошлом году. Относительной новизной выглядит сокращение расходов на нацоборону. Однако до этого несколько лет подряд эти расходы последовательно увеличивались», – замечает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Бюджетная политика не претерпевает кардинальных изменений, потому что сохраняется формирование бюджета при достаточно жестких ограничениях, связанных с исчерпанием средств Резервного фонда, соглашается завкафедрой госрегулирования экономики Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Климанов. «Продолжается политика сдерживания бюджетных расходов при неизменном выполнении взятых на себя государством обязательств в части социальных расходов, реализации различного рода крупных инвестиционных проектов, сохранении высоких расходов на национальную оборону и на силовой блок в целом. В этой связи говорить о том, что политика претерпевает какие-либо кардинальные изменения, нельзя», – делает вывод он.

Можно также говорить о наличии как минимум трех приоритетов нового бюджета, полагает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ирина Комарова. «Первый – ориентация на стимулирование инвестиционной активности в экономике посредством расширения возможностей льготного кредитования малого и среднего бизнеса, развития механизма государственно-частного партнерства. Второй – развитие цифровых технологий. Третий – сохранение социальной направленности бюджета через стимулирование строительства социальной инфраструктуры, расширение социальной защиты и поддержки отдельных групп населения», – перечисляет она.

Вместе с тем эксперты обращают внимание на расхождение декларируемых государством намерений и реальных действий. «Скажем, декларируется запрет на рост налогов «для добросовестных налогоплательщиков», одновременно с этим правительство обсуждает, например, рост акциза на топливо. Совсем недавно говорилось о введении утилизационного сбора на обувь – а ведь это не что иное, как налог, который, в случае если закон будет принят, будет платить каждый гражданин», – напоминает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

«Это значит, что акцизы и прочие налоги на топливо в России продолжат расти. Если в 2016 году, несмотря на двукратное повышение акцизов на топливо на 4 руб./литр, повышение розничных цен составило всего 1,6 руб./литр, то к концу 2017 году автовладельцы будут вынуждены дополнительно платить 1,3 руб. за каждый купленный литр бензина, и 2,3 рубля - за каждый литр дизельного топлива. В среднем в год цены на топливо прибавляют 10-15%», - прогнозирует гендиректор АвтоСпецЦентр KIA Каширка Сергей Ворновский.

«Бюджет будет сверстан с дефицитом всего 1,3% к ВВП, тогда как бюджет 2017 года был сверстан исходя из 3,14% к ВВП», – обращает внимание аналитик компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин, полагая, что так государство дает понять рынку, что намеренно избегает чрезмерных трат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
914
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
813
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
713
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
464

Другие новости