Дешевая капуста стала основой рациона рядовых граждан РФ. Фото Reuters
Падение доходов населения в пересчете на основные продукты питания оказалось более драматичным, чем показывает официальная статистика. В среднем доходы граждан за последние три года снизились почти на 10%, говорит Росстат. Но в пересчете на крупу, масло, чай, маргарин или рыбу падение доходов оказалось почти вдвое большим. При этом опережающим темпом дорожали и многие отечественные товары – от вермишели до молока, риса и ржаного хлеба. Восстановить столь глубокое падение покупательной способности до президентских выборов будет уже невозможно. Правда, есть узкая группа товаров, которая стала россиянам чуть доступнее, чем три года назад, – это суповой набор для традиционных российских щей: капуста, лук, морковка, соль, картошка и свинина.
Последний год роста реальных доходов населения был «предвоенный» 2013-й. А уже со следующего года в России началось падение покупательной способности населения. В 2014 году реальные доходы граждан (с поправкой на инфляцию) снизились, по данным Росстата, на 0,7%. В 2015 году – еще на 3,2%, в 2016-м – на 5,9%. Всего по сравнению с концом 2013 года реальные доходы населения к настоящему времени снизились примерно на 10%. Но в пересчете на продукты питания падение покупательной способности оказалось значительно более глубоким.
Если пересчитать среднедушевые доходы населения на текущие цены продовольствия, то выяснится следующая картина. Покупательная способность доходов населения снизилась по рыбе и маргарину на 23–24%, по маслу подсолнечному – на 19%, по рису и крупам – на 15–17%, по говядине, молоку, вермишели – на 9–10%.
Такие данные приводит замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Светлана Мисихина. Менее доступными стали для россиян сливочное масло и даже обычный черный чай. Покупательная способность населения по этим товарам сократилась на 26,7% и 24,5% соответственно.
Сокращение покупательной способности по импортному чаю можно объяснить девальвацией рубля. А значительное сокращение доступности ржаного хлеба (минус 10% за три года) объяснить валютными колебаниями значительно сложнее.
Продолжающееся падение покупательной способности населения подтверждают и отраслевые специалисты. Среднедушевое потребление молока в 2015 году снизилось на 2%. А в 2016 году – еще на 2,5%», – говорит представитель Союзмолока Мария Жебит.
За семь месяцев 2017 года реальный размер назначенных пенсий немного превысил показатели соответствующего периода 2014 года. Отмечен и рост зарплат. «Но принес ли 2017 год положительные изменения в уровне жизни населения?» – задаются вопросом эксперты Центра развития. Как показывает статистика, «разбогатели» в 2017 году лишь те, кто питается традиционными российскими щами. Прирост покупательной способности отмечен лишь по продуктам супового набора для щей. Так что щей средний россиянин может съесть сегодня чуть побольше, чем три года назад. А с другим продуктами у среднестатистического гражданина возникнут проблемы.
«После стремительного снижения всех экономических показателей в РФ наступает период очень долгого и постепенного восстановления, которое может растянуться на полтора-два десятилетия. Так что если сравнивать с относительно благополучным 2014 годом, точнее, с его первой половиной, когда экономика еще только начинала падение, не достигнув дна, то, конечно, мы наблюдаем сейчас существенное снижение уровня доходов и уровня жизни населения», – объясняет аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
Снижение доходов ведет к падению спроса, а также к последующему сокращению производства. Это, в свою очередь, бьет по доходам производителей и самих трудящихся. И, таким образом, раскручивается кризисный замкнутый круг, говорит аналитик. Правда, именно в эти периоды появляются стимулы к «очищению» экономики от неэффективных производств и к развитию более эффективных технологий.
«Покупательная способность доходов населения пока еще не начинала расти по сравнению с докризисным 2014 годом. Хотелось бы, чтобы она вышла на уровень стабильности и устойчивости. А по данным мониторинга экономики Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС, реальные доходы населения продолжают снижаться, несмотря на небольшой рост зарплат», – говорит старший научный сотрудник ИНСАП Александра Бурдяк.
«Настроение в российском обществе можно описать формулой «привыкания к плохому», а социально-экономический результат 2017 года назвать «негативной стабилизацией». Баланс «накопление–потребление» сдвигается в пользу последнего», – говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев. «Падение покупательной способности негативно отразится на состоянии совокупного спроса, что, в свою очередь, еще больше подтолкнет социальную дифференциацию населения», – предупреждает экономист.