Глава Центробанка Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов работают над «поддержанием благоприятных макроэкономических условий». Фото РИА Новости
Нарушив неделю тишины, Центробанк (ЦБ) объявил о готовящемся снижении ключевой ставки. Правда, снижение будет символическим и впишется в общий консервативный подход регулятора. В Минфине же рассказали об успехах консервативной бюджетной политики, суть которой – спрогнозировать заниженные цены на нефть и потом даже при минимальном оживлении сырьевого рынка резко сократить дефицит. Но самого главного не произошло – Россия до сих пор не излечилась от нефтегазовой зависимости. Более того, как замечают эксперты Института экономической политики им. Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), эта зависимость вновь нарастает.
После того как президент Владимир Путин заявил на Восточном экономическом форуме, что благодаря инвестиционному оживлению рост ВВП РФ теперь «обеспечен на ближайшие несколько кварталов», чиновники поспешили рассказать о пользе избранной ими консервативной политики. Площадкой для «выставки достижений» стал прошедший в пятницу Московский финансовый форум.
Ссылаясь на данные Росстата, премьер Дмитрий Медведев сообщил, что «оборот внешней торговли, который не связан с нефтью и газом, в первом полугодии 2017 года вырос более чем на 25%». Медведев рассказал о механизмах, позволяющих ускорить экономический рост. Среди них особое место занимает «поддержание благоприятных макроэкономических условий». Под этим в правительстве понимают прежде всего низкую инфляцию и постепенное снижение бюджетного дефицита.
Сенсацией (но скорее в кавычках) стали заявления, сделанные в рамках финансового форума главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной для журналистов Bloomberg. Набиуллина нарушила перед заседанием совета директоров неделю тишину и анонсировала снижение ключевой ставки. Как передает агентство, дискуссия, по словам Набиуллиной, будет вестись вокруг того, насколько опускать ставку – на 25 или 50 базисных пунктов, то есть до 8,75 или 8,5% годовых. Но глава ЦБ по традиции добавила, что инфляционные риски для экономики сохраняются.
С одной стороны, необычно, что регулятор анонсирует снижение ставки, с другой – названный Набиуллиной шаг можно назвать символическим. Инфляция уже сейчас в годовом выражении ниже 4%, и на этом фоне даже обсуждаемый уровень ключевой ставки выглядит завышенным. Так что ЦБ склонен к сохранению консервативной денежно-кредитной политики.
Сырьевая зависимость страны вновь
нарастает. Фото Reuters |
В свою очередь, глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что по итогам этого и следующего годов дефицит федерального бюджета будет ниже, чем ожидалось ранее: в 2017-м около 2% ВВП вместо утвержденных 3,2%, а в 2018-м – примерно 1,4% ВВП вместо запланированных в бюджете на 2017–2019 годы 2,2%. «В последующие годы дефицит будет равен, как и требует от нас бюджетное правило, объему расходов по обслуживанию долга, то есть 0,8–0,9% ВВП», – уточнил Силуанов.
«И в 2017 году, и в 2018-м мы видим возможности для увеличения расходов за счет ненефтегазовых доходов», – добавил министр. Увеличение, по его словам, может составить как в этом, так и в следующем году по 100 млрд руб. Деньги будут направлены на поддержку регионов, промышленности, на решение отдельных проблем в области обороны и безопасности.
Ключевой фактор, повлиявший на успешную борьбу с дефицитом, – рост нефтяных цен. Хоть котировки не вернулись к уровням трехлетней давности, когда баррель нефти стоил 100 долл. и выше, все равно в течение последнего года нефтяной рынок слегка ожил.
Средняя цена нефти марки Urals по итогам января–августа составила около 50 долл. за баррель, что почти на 30% больше, чем было за аналогичный период прошлого года. При этом бюджет на 2017–2019 годы сверстан исходя из среднегодовой цены 40 долл. за баррель.
В дальнейшем бюджетная политика тоже обещает быть консервативной: например, она предполагает цену отсечения, после которой дополнительные доходы направляются не на текущие расходы, а в резервы, на уровне 40 долл. за баррель. С чем, кстати, ранее пытался поспорить глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, призывавший смягчить бюджетное правило, заложив более высокую цену отсечения (45 долл. за баррель), и направить часть дополнительных сырьевых доходов на структурные реформы (см. «НГ» от 04.09.17).
Но консервативная политика, успехами которой хвалятся и ЦБ, покоряющий инфляцию, и Минфин, борющийся с дефицитом, не помогла сделать главного – избавить экономику РФ от нефтегазовой зависимости.
Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС проанализировали данные Федерального казначейства и сообщили в пятницу о вновь выросшей доле сырьевых доходов в структуре бюджета. «Подводя итоги за первое полугодие, наши эксперты отмечают, что рост доходов федерального бюджета произошел как за счет нефтегазовых, так и ненефтегазовых поступлений. Тем не менее в структуре доходов доля первых за это время (первое полугодие 2016-го – первое полугодие 2017-го. – «НГ») повысилась с 35,9 до 40,6%», – говорится в «Мониторинге экономической ситуации в России» за сентябрь. Соответственно на ненефтегазовые доходы в первом полугодии прошлого года приходилось около 64% всех доходов бюджета, а в этом – примерно 59%.
«Снижение нефтегазовой зависимости не стало пока устойчивым трендом. Этот вывод можно конкретизировать: при положительной динамике практически по всем видам налоговых доходов главную роль сыграло увеличение платежей по налогу на добычу полезных ископаемых, что связано и с ростом ставки по этому сырьевому налогу, и с повышением цен на нефть», – добавляют эксперты.
Хотя, если сравнивать показатели по отношению к ВВП, видно, что нефтегазовые доходы сейчас составляют 6,8% против 5,4% годом ранее, а ненефтегазовые – 10% против прошлогодних 9,6%.
Ранее правительство не раз хвалилось сокращением доли сырьевых поступлений. Например, в прошлом году Дмитрий Медведев с гордостью заявлял, что «доходная часть федерального бюджета уже примерно на две трети – на 66% – обеспечивается за счет отраслей, которые не связаны с добычей нефти и газа». А в бюджет на 2017–2019 годы Минфин заложил, что «доля нефтегазовых доходов продолжит снижаться с 37,4% в 2017-м до 36% в 2019-м при снижении их доли по отношению к ВВП с 5,8% в 2017-м до 5,4% ВВП в 2019-м». Слегка подорожавшая нефть нарушила эти планы.
Опрошенные «НГ» эксперты говорят, что сейчас все еще заметна сырьевая зависимость бюджета, а наблюдаемое ранее снижение доли нефтегазовых доходов было в основном конъюнктурным фактором. «Даже если программа импортозамещения в российской экономике будет развернута в полную силу, это на ближайший период не дает гарантии, что произойдет существенный рост налогов с соответствующих отраслей», – предупреждает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Ермолаев.
Он добавляет, что «текущая доля нефтегазовых доходов (около 41%), конечно, гораздо ниже, чем было в годы высоких нефтяных цен, и ниже, чем во многих странах – экспортерах нефти сейчас». «Но, учитывая высокую волатильность нефтяных цен, это все-таки большая доля, – говорит Ермолаев. – Например, при падении цены нефти в полтора раза доходы бюджета падают более чем на 10 процентных пунктов. Эти средства придется изыскивать из Резервного фонда, либо понадобится сокращать расходы бюджета, либо увеличивать бюджетный дефицит, либо делать все это одновременно».
По мнению директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, заявлять о начале преодоления нефтяной зависимости можно будет тогда, когда доля сырьевых доходов в бюджете снизится до 30%. А до этого момента, как говорит эксперт, «речь может идти только о колебаниях, связанных с ценами на нефть».