На днях в Москве завершилась крупнейшая выставка грузового транспорта COMTRANS/17. Самый большой стенд и самый впечатляющий парад новинок у известного российского производителя – «Группы ГАЗ». Помимо новых «ГАЗЕЛей», «ГАЗОНов» и автобусов компания представила и автомобили новой внедорожной линейки – пикап и фургон «Вепрь NEXT». Премьера была ожидаема – о ней говорилось заранее. А вот полной неожиданностью для автомобильного сообщества – инженеров, экспертов, журналистов – стала попытка малоизвестного до сегодняшнего дня немецкого дизайнера украинского происхождения прославиться за счет великой российской марки.
В этой истории не обойтись без небольшого пояснения. «Вепрь NEXT» – это грузо-пассажирский автомобиль, созданный на базе хорошо известного газовского внедорожного грузовика «Садко» с использованием кабины и кузова от нового поколения автомобилей ГАЗ – семейства NEXT. Дизайнеры и инженеры компании взяли кабину от выпускающегося серийно грузовика «ГАЗОН NEXT», кузов от также серийно выпускающегося фургона «ГАЗЕЛЬ NEXT», провели необходимую адаптацию и сделали новую модификацию. Чтобы сделать внедорожную линейку более оригинальной, были изменены решетка радиатора, крылья, установлены новые фары. Машина получилась эффектной внешне, при этом очень проходимой, функциональной, вызвав теплую реакцию публики.
Но нашелся человек, который, возможно, решил прославиться на успехах российской марки. Им оказался Юрий Постников, с 1994 года проживающий на территории Германии. Инициатор скандала, который представляется «инженером и дизайнером», заявил, что новый внедорожник «Вепрь NEXT» выполнен якобы по его эскизам. Нужно отметить, что до сегодняшнего дня ни о каких успехах и проектах Постникова на ниве автомобильного дизайна широкой общественности ничего не было известно.
По информации, которую приводит Постников, в сентябре 2016 года он на автосалоне в Ганновере познакомился с представителями «Группы ГАЗ» и предложил им проект семиместного внедорожника. Получив эскизы, на ГАЗе поняли, что речь идет о любительском увлечении уровня студента третьего курса профильного института. Наброски оказались одним из примеров народного творчества и фантазии на тему развития модельного ряда «ГАЗа», которые регулярно присылают в компанию. Оригинальность отсутствовала полностью и в набросках Постникова, который просто соединил кабину от одной модели «ГАЗа» с кузовом от другой модели «ГАЗа». Так может сделать каждый, кто умеет пользоваться фотошопом, но в чем здесь оригинальное дизайнерское решение?
Люди, не являющиеся специалистами, но неравнодушные к марке «ГАЗ», свои идеи и эскизы на завод присылают часто. Увы, народное творчество обычно не может стать основой для реальных разработок. Хотя газовцы, уважая такую приверженность бренду, с согласия авторов однажды выпустили календарь, состоящий из любительских концептов. Но впервые человек, набросавший некую машину из элементов от серийных продуктов Горьковского автозавода, обвиняет завод в плагиате.
Удивление и негодование
В «Группе ГАЗ» эта информация вызвала ожидаемое негодование. «Легендарный бренд используется жителем Германии украинского происхождения с единственной целью – заработать себе на скандальной выходке дешевую популярность, – считает руководитель объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Владимир Четвериков. – Дизайн автомобиля «Вепрь NEXT» создан инженером-конструктором ГАЗа Валерием Челноковым на основе газовских традиций».
Создатели концептов «Вепрь NEXT» и автомобильные эксперты недоумевают: конструкторы ГАЗа взяли свое собственное шасси, свой собственный цельнометаллический кузов и свой собственный капотный модуль, объединили все это вместе, а их называют ворами и плагиатчиками. При том что принцип создания новинки из унифицированных модулей нижегородцы применяют довольно долгое время, если быть точнее, с 2013 года, когда дебютировала «ГАЗель NEXT».
«Кабина от капотного грузовика «ГАЗОНа NEXT», задняя часть от цельнометаллического фургона «ГАЗЕЛЬ NEXT», шасси – от известного внедорожника «Садко». Нижегородцы использовали те компоненты, которые они устанавливают на свои серийные автомобили для создания новой модели. Это общемировая практика, которая иначе называется «модульная схема», – прокомментировал принцип создания «Вепря» автоэксперт Вячеслав Субботин. – А что кто-то пытается прославиться за счет успешно развивающейся автомобильной марки, это, к сожалению, тоже общемировая практика».
«Изучив эскизы, на которые ссылается немецкий инженер, я не вижу, по поводу чего можно возмущаться. Он сделал некие полупрофессиональные наброски. По уровню это работа студента-дизайнера – в МАМИ такие эскизы рисуют сотнями. Но заявлять о том, что нехорошие люди украли идею, абсурдно, – рассуждает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. – Я сам был на презентации внедорожника «Вепрь NEXT», модель очень любопытная, вокруг нее на COMTRANS всегда толпилась публика. В автомобиле я не увидел ничего, кроме серийных газовских узлов. Компоновать их завод может как угодно. Истории с обвинением в плагиате нечасто возникают в нашем автопроме. Но те, что были – например, споры с немецкими и корейскими компаниями, – заканчивались победой российских производителей. Я так думаю, человек решил просто пропиариться на этой истории и найти новых клиентов».
Спекуляции будут прекращены через суд
«С учетом того, что господин Постников нарисовал модули серийных автомобилей «ГАЗ», теперь его рассуждения, будто дизайн пикапа «Вепрь NEXT» имеет схожесть с его рисунками, аналогичны тому, как если бы кто-то пририсовал к Моне Лизе фигуру Витрувианского человека, а потом обвинил бы Леонардо да Винчи в плагиате», – с юмором комментирует ситуацию Владимир Четвериков.
В этой истории более всего любопытен тот факт, что сам Юрий Постников не собирается судиться с Горьковским автозаводом. По его мнению, высказанному в СМИ, судебные тяжбы это «бесполезная трата времени, сил, здоровья и средств», а «российский суд не вызывает доверия, как и российская система защиты прав собственности». А вот «Группа ГАЗ», напротив, намеревается обратиться в суд. Но не ради того, чтобы доказать авторство показанного на выставке «Вепря», а чтобы защитить честное имя.
«Теперь мы намереваемся подать в суд за клевету, – заявил от лица компании Владимир Четвериков. – Мы сделаем это с единственной целью – пресечь спекуляции, которые оскорбляют наших инженеров, конструкторов, технологов, работающих над новыми моделями техники марки «ГАЗ». Поверьте, конструкторская школа Горьковского автозавода в заимствовании непрофессиональных идей не нуждается».
История и современность конструкторской мысли ГАЗа
За свою 85-летнюю историю конструкторская школа Горьковского автозавода создала семь поколений грузовых и шесть поколений легковых автомобилей, а также сформировала конструкторские службы на всех предприятиях российского автомобилестроения.
Развитие линейки полноприводных автомобилей на Горьковском автозаводе началось 80 лет назад с полугусеничной «полуторки» и полноприводной «эмки» «ГАЗ-61». В годы войны были разработаны внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67».
После войны появился знаменитый «ГАЗОН» – «ГАЗ-63», имя которого сохранено (его получил современный грузовой автомобиль «ГАЗОН NEXT»). В грузовике «ГАЗ-66», который в народе называли «шишига», воплотились конструкторские наработки предыдущих моделей «ГАЗ-62» и «ГАЗ-63».
Сейчас для тех, кому необходимо преодолевать бездорожье, выпускаются автомобили «Садко» и его модификации, а также легкие коммерческие автомобили «Соболь». Однако, как показала выставка COMTRANS/17, завод работает и над принципиально новыми проектами.