0
10947
Газета Экономика Интернет-версия

01.09.2017 00:01:00

Правительство улучшило безнадежный прогноз на период до 2020 года

Тэги: экономика, мэр, орешкин, прогноз, цены, опрос, инфляция, ввп, инвестиции, доходы, бедность, безработица


экономика, мэр, орешкин, прогноз, цены, опрос, инфляция, ввп, инвестиции, доходы, бедность, безработица Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что у главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной появился повод смягчить денежно-кредитную политику. Фото Сергея Конькова/ТАСС

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), как минимум половина опрошенных россиян сейчас фиксируют двузначный рост цен, несмотря на то что, по официальной статистике, инфляция находится на историческом минимуме. На этом фоне неудивительно, что, по опросам Левада-Центра, сейчас так же, как и в годы галопирующей инфляции, большинство граждан называют самой острой общественной проблемой рост цен. Тем не менее низкий официальный показатель инфляции, похоже, стал для правительства одним из серьезных поводов улучшить прогноз до 2020 года и по ВВП, и по инвестициям, и даже отчасти по доходам населения.

Правительство планирует до 1 октября внести в Госдуму проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Среди его целевых ориентиров – сохранение инфляции на историческом минимуме: на четырехпроцентном уровне. 

Этот фактор рассматривается властями чуть ли не как самый главный для российской экономики. По последним данным Минэкономразвития (МЭР), годовая инфляция в России замедлилась до 3,4%.

Успехи второго квартала, а также, судя по всему, низкая инфляция привели к пересмотру базового макроэкономического прогноза на период до 2020 года. 

Глава МЭР Максим Орешкин вчера рассказал, что ВВП по итогам этого года вырастет на 2,1%, а не 2%, как ожидалось в апреле. В 2018-м рост составит те же 2,1%, затем он ускорится до 2,2% в 2019-м и 2,3% в 2020-м. Прошлый прогноз предполагал, что с 2018-го по 2020-й ВВП будет расти на 1,5% в год.

Но даже улучшенный макропрогноз все равно можно назвать безнадежным. Ведь он показывает, что страна так и не выйдет на темпы экономического роста выше среднемировых: мировая экономика в 2017-м вырастет, по прогнозу Международного валютного фонда, на 3,5%, затем ее рост ускорится.

Несмотря на это, Орешкин полон надежд: «И активизация инвестиционного кредитования, и улучшение предсказуемости бизнеса, и активный рост конечного спроса – все это будет способствовать улучшению инвестиционной активности. Мы ожидаем, что в ближайшие три года рост инвестиционной активности будет держаться где-то в диапазоне от 4 до 5% и тем самым способствовать более высоким темпам экономического роста», – пояснил он.

Оценка россиянами динамики доходов и цен.	Источник: Центробанк, фонд «Общественное мнение»
Оценка россиянами динамики доходов и цен. Источник: Центробанк, фонд «Общественное мнение»

Прогноз по росту инвестиций в основной капитал в 2017 году повышен до 4,1%, а в 2018–2020 годах – до 4,7–5,7% в год. В предыдущем варианте прописывалось, что инвестиционный рост составит в среднем около 2% в год в период с 2017-го по 2020-й.

Также частично был изменен прогноз по реальным располагаемым доходам населения: в 2017-м их рост составит 1,2%, в 2018-м – 2,1%, в 2019-м – 1,1%, в 2020-м – 1,2%. Хотя по прошлому прогнозу, рост доходов населения даже не смог бы приблизиться к 2% в год в течение ближайших нескольких лет.

В 2017 году инфляция прогнозируется на уровне 3,7% против прежних 3,8%, а на 2018–2020 годы оставлен целевой уровень в 4%. Если говорить про 2017-й, то, как заметил Орешкин, «мы больше видим риск, что цифра будет ниже 3,7%, чем выше».

Замедление роста цен, судя по всему, стало одним из существенных факторов, позволивших пересмотреть прогноз. Ведь если инфляция будет в 2017-м ниже ориентира Центробанка (ЦБ), это значит, что у ведомства Эльвиры Набиуллиной появится повод продолжить смягчение денежно-кредитной политики для того, чтобы вернуться к целевому уровню 4% в 2018 году, следует из объяснений Орешкина.

Как ранее поясняли «НГ» в пресс-службе МЭР, «поддержание низкого уровня инфляции и сдерживание волатильности курса валюты – важнейшее условие для возобновления экономического роста».

Сам Орешкин перечислил такие позитивные факторы, которые значительно улучшат экономическую ситуацию в осенние месяцы: восстановление кредитной активности на фоне снижающихся ставок, оживление потребительского спроса на фоне растущей зарплаты (прежде всего у бюджетников), значительное улучшение инвестиционной динамики.

Но, несмотря на такие отчеты и прогнозы, население как будто не замечает успешной борьбы властей с инфляцией. Как вчера сообщил Левада-Центр, 61% из 1600 россиян, опрошенных в конце августа, назвали рост цен самой острой проблемой, которая их тревожит больше всего. 

На втором месте – бедность, обнищание населения: такой ответ дали 45% опрошенных. На третьем месте – рост безработицы, о котором сказали 33% респондентов. (Опрошенные могли выбирать сразу несколько вариантов ответа.) 

Сейчас на инфляцию жалуется почти столько же россиян, сколько, например, в 2001 году, когда она составляла около 20%. В июле 2001-го рост цен называли самой острой проблемой 66% опрошенных.

При этом из данных ФОМа следует, что россияне оценивают инфляцию иначе, чем официальная статистика. На сайте ЦБ вчера был опубликован доклад об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях в августе. В его основе – результаты опросов, проведенных ФОМом.

В частности, ФОМ на основе прямых оценок респондентами годовой инфляции высчитывает специальное медианное значение как наблюдаемого, так и ожидаемого роста цен. 

Медиана отражает такой порог инфляции, «при котором ровно половина всех респондентов называет большее значение, говоря о росте цен, а вторая половина, наоборот, считает, что инфляция была меньше, чем это значение», поясняют специалисты ФОМа.

В августе 2017-го медианное значение наблюдаемой инфляции составило 11,3%. Значит, 50% из 2 тыс. респондентов считают, что сейчас годовая инфляция в стране выше, чем 11,3%. Из чего можно сделать вывод, что двузначный рост цен (на 10% и больше) фиксирует даже более половины опрошенных граждан.

Хотя в Центробанке все равно видят повод для оптимизма, ведь наблюдаемая за год инфляция снижается: в августе она достигла минимального значения с начала 2014-го. Из данных ФОМа следует, что один из пиков был, например, в мае 2015-го, когда медианное значение почти достигло 28%. Также снижается доля граждан, считающих, что цены за год выросли более чем на 50%: сейчас она составляет 1,9% от респондентов, заявивших о росте цен, а например, весной-летом 2015-го она составляла около 15–17%.

Наконец, снизилось медианное значение ожидаемой инфляции тоже до минимума «за всю историю наблюдений»: до 9,5%. Уточним, специалисты ЦБ принимают к сведению данные ФОМа, однако, определяя инфляционные ожидания населения, они пересчитывают их по другой методике, получая в итоге, что россияне ждут инфляцию на уровне 3,7%.

Как сказал «НГ» ведущий специалист Института фонда «Общественное мнение» Антон Карпов, один из выводов, который в большинстве случаев повторяется из отчета в отчет: «Значения ожидаемой и  наблюдаемой респондентами инфляции превышают уровень инфляции, фиксируемый Росстатом». 

«Следует отметить, что этот вывод присутствует во всех исследованиях восприятия инфляции в странах,  где они проводятся систематически, с помощью репрезентативных опросных методов. Поэтому при анализе обращают внимание не только на абсолютные цифры воспринимаемой инфляции, но и на динамику, особенности распределения и т.д.», – пояснил эксперт.

Также он уточнил: «Мы понимаем, что обычный гражданин при оценке роста цен не использует методику Росстата с учетом всех товаров и услуг потребительской корзины, а реагирует на конкретные изменения в ценах (на ключевые товары и услуги), которые иногда бывают чувствительными и неожиданными».

«Восприятие населением инфляции в большей степени базируется на изменении цен на товары повседневного спроса, к которым в основном относятся продовольственные товары», – признают в пресс-службе МЭР.

Некоторые эксперты уточняют, что, похоже, россияне обеспокоены не столько ростом цен, их динамикой, сколько в целом высокой стоимостью многих товаров и услуг. «Учитывая довольно низкие инфляционные ожидания и рекордно низкую инфляцию, можно сделать вывод, что россияне обеспокоены не будущим ростом цен, а прошедшим с 2014 года, в результате которого их реальные доходы сократились практически вдвое», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. 

Как добавляет директор Института актуальной экономики Никита Исаев, «если в начале нулевых рост цен был подкреплен ростом доходов, то сейчас наоборот: при росте цен на продукты наблюдается потеря реальных располагаемых доходов».    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
725
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
898
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
904
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
729

Другие новости