Фото агентства городских новостей "Москва"
В России есть регионы, в которых уже много лет наблюдается дефицит рабочих мест и безработица сохраняется на крайне высоком уровне. Об этом сообщили «НГ» в Минтруде. Среди них не только северокавказские республики, но и некоторые регионы Сибири. На фоне других стран Россия по уровню безработицы выглядит достойно: всего около 5% против, например, итальянских 11% или французских 9,6%. Но этот показатель не отражает перекосов внутри страны.
Безработица, высчитываемая по методологии Международной организации труда, до сих пор находится в России на рекордно низком уровне.
По последним данным Росстата, в июле этого года 3,9 млн человек не имели занятия, но активно его искали – это 5,1% рабочей силы. Показатель безработицы – один из немногих, которым охотно хвалятся правительственные чиновники.
«Нам удалось поставить под контроль безработицу в стране, она не растет в последнее время, находится в прогнозируемых параметрах», – говорил премьер Дмитрий Медведев на Инвестиционном форуме в Сочи весной этого года.
«В результате оживления экономической активности рынок труда функционирует в условиях, близких к дефициту: безработица находится на рекордно низких за новейшую историю уровнях, численность безработных (с учетом коррекции на сезонность) снизилась за год более чем на 400 тыс. человек», – сообщили в июле специалисты Минэкономразвития. О нехватке, а вовсе не переизбытке работников заявляли также в Центробанке: там предупреждали, что в отдельных сегментах наблюдаются «признаки дефицита кадров», и это может ограничить экономический рост.
Однако средний по стране показатель не отражает перекосов, которые есть в регионах. Из данных Росстата следует, что в 53 регионах (60% от всех субъектов РФ) уровень безработицы выше среднероссийского.
При этом в 21 регионе, то есть почти в каждом четвертом, показатель безработицы от 7% и выше. Выше 10% он в семи наиболее проблемных с точки зрения занятости регионах.
Как пояснила «НГ» доцент кафедры управления человеческими ресурсами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец, «критический уровень безработицы зависит от естественного уровня безработицы в стране». Учитывая, что в России уровень безработицы с 2012 года не превышал 5,5–5,6%, «критическим можно считать 7–8%», поясняет экономист.
|
Хотя в пресс-службе Минтруда настаивают, что «понятие «критический уровень безработицы» нормативно никак не определено». Как сообщили вчера «НГ» в ведомстве Максима Топилина, Минтруд ежегодно утверждает перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на основании данных, предоставляемых Росстатом.
В этом году в список вошли 19 регионов, среди которых почти все регионы Северокавказского федерального округа (за исключением Ставропольского края), а также республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Карелия, Тыва и Хакасия, Иркутская, Кемеровская и Курганская области, Алтайский и Забайкальский края, Еврейская автономная область. Частично этот список совпадает с перечнем регионов с самым низким показателем валового регионального продукта на душу населения (см. «НГ» от 10.08.17).
«К территориям с напряженной ситуацией на рынке труда относятся субъекты РФ, у которых общий показатель, характеризующий уровень напряженности на рынке труда, более чем в полтора раза превышает показатель в целом по России. Некоторые регионы Сибири (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайский и Забайкальский края) на протяжении многих лет входят в этот перечень наряду с северокавказскими республиками. Высокий уровень безработицы в этих регионах вызван дефицитом рабочих мест», – пояснили в Минтруде.
Опрошенные «НГ» эксперты обращают внимание, что показатель безработицы можно воспринимать как индикатор качества жизни. «Территории с высоким уровнем безработицы – это регионы с наиболее серьезной и опасной ситуацией на рынке труда. Там людям сложнее найти работу, выше уровень бедности. В них также выше неформальный сектор экономики», – говорит научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования Академии народного хозяйства и госслужбы Виктор Ляшок. «Повышение уровня безработицы всегда болезненным образом влияет на регионы. Опасным положение можно назвать с точки зрения низкого уровня жизни, социальной напряженности», – добавляет Иванова-Швец.
Причем, как считает Ляшок, «тяжелая ситуация на рынке труда связана с экономической неразвитостью регионов, их специализацией на сельском хозяйстве при отсутствии развитых секторов промышленности и услуг, отдаленностью от экономических центров». Уточним, все же в Краснодарском крае уровень безработицы еще относительно низкий – 5,7%. А например, в Астраханской области он достиг 7,2%.
«Относительно благополучные результаты по среднероссийскому уровню безработицы обеспечивают в основном крупнейшие города Центрального федерального округа со стабильным предложением со стороны работодателей, высокой концентрацией предприятий, развитыми сферой услуг и финансовым сектором. В частности, это Москва с ее рекордно низким по РФ показателем безработицы 1,3%. Во всех остальных федеральных округах показатели в 1,5–3 раза выше, и это говорит о том, что все далеко не так безоблачно», – замечает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Причем эксперт считает, что на самом деле масштаб безработицы может быть значительно больше, чем отражает официальная статистика.
«Интересно другое – в целом у всех регионов, где уровень безработицы превышает 7–10%, есть потенциал для развития промышленного производства, освоения природных ресурсов и т.п., но этого, строго говоря, практически не происходит, – полагает Яковенко. – Стоит констатировать, что кризис усилил расслоение регионов на успешные и депрессивные».
Как, в свою очередь, говорит аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, «в классической экономической теории есть понятие уровня безработицы, не ускоряющего инфляцию»: «Для развитых стран этот показатель составляет 4–5%». «С натяжкой можно сказать, что 8% – это нормальная ситуация для развивающейся страны или для некоторых регионов», – допускает эксперт. «Полагаю, отдаленные регионы очень сильны неформальной занятостью и подсобными хозяйствами, которые обеспечивают до 70% потребления домохозяйства, – говорит Звенигородский. – Уровень официальной безработицы там высок из-за отсутствия крупных производств или их неэффективности».