Китай становится все более инновационным государством. Фото Reuters
Китайская экономика больше не растет с той же головокружительной скоростью, как раньше. Это признают сегодня и в самой Поднебесной. За замедлением экономического роста и за надуванием долгового пузыря в Китае с опаской следит весь мир, ожидая начала нового глобального финансового кризиса. Сами же китайцы через агентство «Синьхуа» продолжают выступать с успокоительными декларациями и уверять, что перешедший на новую модель роста Китай остается главным двигателем мировой экономики.
Пекин настаивает: Китай остается локомотивом для мировой экономики, несмотря на замедление его экономического и промышленного роста.
«После отскока в первые два квартала этого года все основные показатели июля, включая объем промышленного производства, инвестиции, розничные продажи и новые кредиты, выросли намного меньше, чем прогнозировалось, что стало причиной «нервной дрожи» на мировом рынке. Тревога вполне понятна с учетом той роли, которую играет Китай в мировой экономике. Ведь КНР обеспечивает треть роста глобальной экономики, и любое колебание пустит волну по всему миру», – сообщает китайское агентство «Синьхуа». Тем не менее чрезмерная реакция была бы поспешна и недальновидна, замечают в Китае.
В самой КНР замедление «мирового локомотива» объясняют «переходом от высокоскоростного роста к средневысоким темпам вместе с оптимизацией структуры и трансформацией модели роста от неустойчивой, ориентированной на экспорт и инвестиции, к той, которая извлекает силу из потребления, сферы услуг и инноваций».
В качестве примера такого перехода «Синьхуа» приводит рост внутреннего потребления. «В первом полугодии в Китае потребление выросло на 10,4%, за счет чего было обеспечено 63,4% экономического роста страны», – сообщает агентство. «Сектор услуг, на который приходится 54,1% китайской экономики, также сохранил высокий рост в первом полугодии этого года», – обращают внимание китайцы. При этом в КНР видят проблемы, но объясняют это тем, что краткосрочной рост приносится в жертву ради осуществления долгосрочного развития.
На фоне замедления китайской экономики в Поднебесной хвалятся быстрым развитием инноваций в стране. В частности, как сообщила вчера китайская «Жэньминь жибао», КНР поднялась на 17-е место по национальному инновационному индексу, тем самым опередив Бельгию. Всего же в рейтинг вошло 40 стран. Национальный инновационный индекс – китайское изобретение, его расчет производит Китайская академия наук и развития технологий.
«Повышение рейтинга Китая свидетельствует о стабильном увеличении инновационного потенциала страны. Позитивное изменение рейтинга страны указывает на оптимистичные перспективы улучшения инновационных способностей», – отметил замдиректора Китайской академии наук и развития технологий У Ишань.
Китай в собственном индексе пока занимает далеко не первые строчки. Как отметил У Ишань, в первую группу входят 15 стран, оказавшихся в начале упомянутого рейтинга. Это в основном страны Европы и Америки с развитой экономикой, чей инновационный потенциал признается в мировом сообществе. Вторая группа, куда как раз вошел Китай, расположилась с 16 по 30 места. «Эти 15 стран в основном характеризуются высоким уровнем экономического развития. Среди них только несколько с развивающейся экономикой. Китай в этой группе уже на лидерской позиции», – подчеркивают китайские ученые. Страны же, расположившиеся в рейтинге ниже 30-го места, – это преимущественно государства с развивающейся экономикой.
Что примечательно, убаюкивающие речи китайцев о перспективах экономики КНР появились спустя неделю после публикации Международным валютным фондом (МВФ) отчета о китайской экономике.
МВФ предупреждает о риске в связи с долговым бумом Китая. В частности, как поясняют в фонде, экономический рост КНР в последнее время слишком зависел от кредитных средств, и из-за этого Китай может пострадать от финансового кризиса, а вместе с ним и весь мир.
При этом МВФ повысил прогноз по росту ВВП Китая. Теперь в фонде полагают, что китайская экономика вырастет на 6,7% в текущем году и на 6,4% – в следующем. Предыдущая версия прогноза предполагала рост на 6,6 и 6,2% соответственно.
Однако более ускоренный рост повлечет за собой и увеличение долгового бремени, предупреждают аналитики МВФ. «Номинальный объем кредитования нефинансового сектора за последние пять лет вырос более чем в два раза, а отношение совокупного долга к ВВП страны в 2016 году выросло примерно на 60 процентных пунктов (п.п.) до 230%», – указывают они. Уже к 2022 году этот показатель достигнет 300% ВВП, прогнозируют в фонде. «Международный опыт свидетельствует о том, что текущая кредитная траектория Китая опасна, так как растет риск разрушительной коррекции и/или заметного замедления роста», – следует из отчета.
Свои выводы аналитики МВФ основывают на анализе 43 крупных кредитных бумов: случаев, когда отношение совокупного долга организаций к ВВП превышало 100%. В результате, они делают вывод, почти каждое из таких событий приводило к резкому замедлению роста экономики или же финансовому кризису. Кроме того, в фонде обращают внимание на низкий в сравнении с уровнем сбережения домохозяйств уровень потребления.
Специалисты МВФ не единственные, кого беспокоит высокий уровень долга в Китае. На опасное соотношение общего долга Китая к ВВП экономисты обращали внимание и ранее. Так, осенью прошлого года британская газета Financial Times со ссылкой на данные Банка международных расчетов сообщала, что общий долг Китая, включая обязательства государства, компаний и домохозяйств, в марте 2016 года достиг 27,2 трлн долл., что составляет 225% ВВП. Средний показатель для развитой экономики мира составляет 279%.
Беспокойство у экспертов вызывает и скорость, с которой растет долг Китая, ведь еще в 2008 году он не превышал 147% ВВП. Финансист Джордж Сорос заявлял, что столь активное стремление КНР наращивать долг напоминает ситуацию в США в 2007–2008 годы. «Китай уже обладает крупной долговой нагрузкой и продолжает накапливать долги. Это зловещее напоминание о том, что произошло во время финансового кризиса в США», – говорил он (см. «НГ» от 08.11.16).
Размер госдолга Китая давно превысил критический уровень, соглашаются эксперты, опрошенные «НГ». «Однако с долговым «пузырем» все не так однозначно. Собственно госдолг у Китая небольшой и составляет всего 50% от ВВП, что намного меньше критического уровня МВФ, и этот долг в основном является внутренним, номинированным в юанях. А те самые 200% ВВП и более представляют собой долги госкомпаний перед государственными банками. То есть фактически речь идет о корпоративном долге, а не государственном», – обращает внимание замдиректора департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Для страны с активно растущим ВВП – это не проблема, а вот если экономика страны растет медленнее, чем долг, это уже опасно», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Россия же не является ни кредитором, ни заемщиком Китая, поэтому возможные проблемы с обслуживанием долга у КНР на Россию повлиять не должны, рассуждает Мильчакова.
КНР остается двигателем мировой экономики, но этот двигатель крайне нестабилен и готов взорваться в любую минуту, утянув за собой на дно всю мировую экономику, говорит Лукашов.