0
8237
Газета Экономика Интернет-версия

18.08.2017 00:01:00

Здравоохранение пало жертвой экономии

Тэги: экономика, федеральное казначейство, бюджетный дефицит


экономика, федеральное казначейство, бюджетный дефицит Фото пресс-службы Федерального казначейства России

Федеральное казначейство, подведомственное Минфину, опубликовало данные об исполнении федерального бюджета за январь–июль этого года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года дефицит федерального бюджета сократился в разы. Это произошло из-за притока налоговых и неналоговых доходов, причем связанных не только с экспортом сырья, но и с другими видами деятельности. В целом расходы бюджета тоже выросли, хотя по отдельным статьям случались урезания. Основной жертвой экономии, похоже, стало здравоохранение: расходы на него сократились сильнее всего – сразу на 20%.

Дефицит федерального бюджета составил по состоянию на 1 августа почти 422 млрд руб. Это следует из оперативного отчета Казначейства по итогам января–июля 2017 года. По сравнению с итогами января–июля 2016-го, когда дефицит превышал 1,5 трлн руб., сейчас дыра в бюджете в 3,6 раза меньше.

Также стало известно, что консолидированный бюджет (федеральный плюс региональные) был исполнен с профицитом в 64,5 млрд руб. по итогам первого полугодия.

Дефицит федерального бюджета сокращался не столько из-за урезания общих расходов, сколько благодаря притоку налоговых и неналоговых доходов. Сейчас все расходы бюджета составили почти 8,8 трлн руб., что даже больше, чем в январе–июле 2016-го: примерно на 4%. По отдельным статьям проводились урезания, и средства перераспределялись в пользу других, более приоритетных направлений. 

Общие доходы за указанный период составили около 8,4 трлн руб. – это на 20% больше, чем годом ранее. Повышение коснулось почти всех основных доходных статей. 

Например, поступления от налогов и сборов за пользование природными ресурсами (включая налог на добычу полезных ископаемых) выросли в годовом выражении на 45% – почти до 2,3 трлн руб. Доходы от налогов на товары, реализуемые в России (включая акцизы и налог на добавленную стоимость), увеличились в годовом выражении более чем на 20% – до 2,3 трлн руб. Поступления от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, выросли на 5% – до 1,1 трлн руб. Таким же был рост поступлений от внешнеэкономической деятельности – до 1,4 трлн руб. Налоги на прибыль принесли в этом году примерно в полтора раза больше доходов, чем за аналогичный период прошлого. Правда, сам финансовый результат выглядит скромно, сейчас речь идет менее чем о 450 млрд руб.

Если говорить о расходах, то уже второй год подряд ключевая статья бюджетных трат, обогнавшая национальную оборону, – пенсионное обеспечение. На него в январе–июле 2017-го потрачено более 2,1 трлн руб. По сравнению с тем же периодом прошлого года пенсионные расходы государства увеличились на 11%. Если же учесть также социальное обслуживание и обеспечение населения, то в целом на социальную политику уже потрачено свыше 3 трлн руб.

Расходы на национальную оборону сократились: за первые семь месяцев 2017-го они составили около 1,5 трлн руб. – снижение на 8% в годовом выражении. Расходы на национальную экономику выросли на 12% и составили более чем 1 трлн руб. Незначительно сократились траты на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: почти на 2%, до 963 млрд руб. Снижение трат на общегосударственные вопросы – на 1%, до 599 млрд руб. Расходы на образование выросли на 4%, до 372 млрд руб.

Похоже, самая жесткая экономия средств была в сфере здравоохранения, на которое было потрачено около 212 млрд руб. В процентном выражении по этому направлению бюджетные расходы были урезаны ощутимее всего – сразу на 20% по отношению к аналогичному периоду 2016-го.

Хотя если сравнивать в абсолютном выражении, то от национальной обороны «отрезали» больше – около 137 млрд руб. Расходы же на здравоохранение сократились на 53,5 млрд руб. Но, учитывая и без того небольшую сумму затрат на эту сферу, такое урезание очень заметно.

Эксперты перечислили причины успешного снижения дефицита. «Оно связано с относительно высокими ценами на нефть в конце 2016-го – начале 2017 года, а также слаженной бюджетной и финансовой политикой», – говорит аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. «Одним из основных факторов, безусловно, стал рост цен на нефть. Приток дополнительных денег в страну стимулирует экономику», – соглашается старший аналитик компании «Фридом Финанс» Богдан Зварич.

По данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals по итогам января–июля 2017-го составила 49,94 долл. за баррель, нефть подорожала на 30% по сравнению с тем же периодом 2016-го.

Гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова указала также на «повышение эффективности налоговых сборов, в том числе за счет выявления и устранения серых схем».

Однако, как замечает Дроздов, «нестабильность на нефтяном рынке по-прежнему несет основные риски для экономики РФ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1270
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
901
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1054
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1064

Другие новости