Глава Росстата Александр Суринов подложил информационную бомбу западным наблюдателям. Фото РИА Новости
Во втором квартале 2017-го российская экономика выросла в годовом выражении, по данным Росстата, сразу на 2,5%. За последние три года страна впервые имеет такие показатели роста по итогам квартала. Похоже, в западных СМИ следили за статистическими сводками РФ не менее внимательно, чем в российских. Немецкая пресса задалась вопросом: неужели Россия вышла из кризиса, несмотря на санкции? Британская пресса обращает внимание, что без дополнительного притока инвестиций восстановление будет недолгим, и российские эксперты отчасти согласились с этим мнением.
Впервые за несколько лет Россия получила по итогам квартала рост ВВП сразу на 2,5% в годовом выражении. Последний раз такой рост можно было видеть примерно три года назад: в четвертом квартале 2013 года. Если же проводить сравнение показателей именно за второй квартал, тогда последний раз ВВП РФ рос в годовом выражении более чем на 2,5% пять лет назад: во втором квартале 2012-го. Судя по статистике, первые признаки экономического роста в России стали заметны в четвертом квартале 2016 года, до этого экономика РФ в течение семи кварталов подряд демонстрировала спад.
Новость о квартальном успехе российского ВВП занимает на официальном сайте Росстата всего несколько строк, однако, похоже, она стала настоящей бомбой для некоторых иностранных СМИ. Как пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, «несмотря на санкции и обвал нефтяных цен, российская экономика растет так быстро, как никогда за последние годы».
Специалисты Росстата держат руку на пульсе оживающей экономики. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Аналитики издания указывают также на зафиксированный ведомством Александра Суринова рост промышленного производства, который составил во втором квартале в годовом выражении 3,8%, а также строительства (на 3,2%) и даже торговли – на 0,7%. Но они замечают, что в сельском хозяйстве пока рост все же не так стабилен, как могло показаться: по крайней мере во втором квартале этот сектор стал чуть ли не единственным, который показал сокращение в годовом выражении – на 0,1%.
Заметим, однако, что если в целом строительная отрасль и показывает рост, отдельно взятое жилищное строительство все еще падает: во втором квартале оно сократилось почти на 7% по отношению ко второму кварталу 2016-го. Кроме того, немецкие аналитики не обратили внимание, что реальные доходы населения тоже пока сокращаются. В том же втором квартале 2017 года доходы населения снизились на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Британская пресса ожидает, что российское восстановление не будет продолжаться вечно, рано или поздно понадобятся дополнительные инвестиции. Так, издание Financial Times (FT) считает, что восстанавливающаяся экономика России все же боится охлаждающего эффекта санкций, потому что после нового санкционного витка инвесторы станут еще осторожнее в своем выборе бизнес-партнеров.
FT приводит мнение старшего партнера в московской консалтинговой компании Macro Advisory Криса Уифера, который говорит, что восстановление, безусловно, есть, экономика приспособилась к сравнительно низким ценам на нефть и к санкциям, «ни в этом году, ни в следующем новые санкции это восстановление не прекратят». «Однако, чтобы рост продолжался, необходим более сильный приток инвестиций извне, а новый режим санкций ставит их под угрозу», – уточняет Уифер (перевод дается по ИноСМИ.ру).
Вплоть до первого квартала 2017 года инвестиции в основной капитал сокращались в России в течение четырех лет. Неожиданный перелом, пока еще не понятно – временный или нет, случился в 2017-м: по итогам первого квартала годовой рост инвестиций составил сразу 2,3%. Ранее на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин рассказал инвесторам, что приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ составил за первый квартал 2017-го около 7 млрд долл., и это лучший показатель за соответствующий квартал за последние три года.
Некоторые опрошенные эксперты склонны думать, что Россия действительно частично вышла из кризиса. Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что об этом свидетельствует, например, рост продаж новых автомобилей уже на протяжении трех месяцев: «Этот рынок служит индикатором здоровья экономики». «Кроме того, жесткая монетарная политика Центробанка по подавлению инфляции создала сейчас условия для невиданных ранее ставок по кредитам, которые достигли наименьших исторических значений», – добавляет он. Однако, как замечает Павел Сигал, для качественного рывка в улучшении жизни населения нужен экономический рост не на 2,5%, а на 4–5% в год.
Вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева подтверждает, что приток инвестиций необходим экономике безотносительно процесса адаптации: «Это один из столпов ее развития». При этом эксперт сомневается в преодолении кризиса, но полагает, что власти пытаются создать условия для инвесторов. «Для привлечения внешних инвестиций необходимы политическая стабильность и защищенность вложений. Инвестор должен быть уверен, что с его деньгами в России ничего не случится. На мой взгляд, власти это понимают и делают активные шаги навстречу как внешним, так и внутренним инвесторам», – говорит Минеева.
Большинство же опрошенных «НГ» аналитиков предупреждают, что пока рано проявлять безудержный оптимизм. «На мой взгляд, о выходе из кризиса можно будет говорить тогда, когда настроения хотя бы 50% граждан и предпринимателей можно будет характеризовать как оптимистические, когда будет расти потребительский спрос, когда рынок труда будет испытывать дефицит работников и за ним последует рост зарплат, конкуренция за отдельных менеджеров, какой она была в 2005–2008 годах», – перечисляет аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
А пока некоторые опросы фиксируют негативные оценки россиян. Например, по данным фонда «Общественное мнение», на протяжении последних двух лет около 70% из 1500 опрошенных утверждают, что сейчас в стране экономический кризис. Всероссийский центр изучения общественного мнения выявил другую тенденцию: по его данным, за год в стране сократилась доля граждан, которые оценивают экономическое положение страны как плохое, но растет доля тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое (см. «НГ» от 10.08.17).
«Говорить об уверенном выходе из кризиса можно будет тогда, когда начнут расти реальные располагаемые доходы населения и начнется полноценная модернизация производственных мощностей», – продолжает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Похоже, основной вклад в успех российской экономики сейчас внесла нефть. «Тот небольшой оптимизм, который можно почувствовать в экономике сегодня, – это отголосок относительно стабильных цен на нефть, а также укрепляющегося за счет кэрри-трейд курса рубля. Эти тренды сформировались за счет внешних стимулов, которые мы не контролируем и которые могут так же внезапно уйти, как и пришли», – предупреждает Кирилл Яковенко.
«Пока же квартальный рост экономики обусловлен в первую очередь намного более дорогой нефтью по сравнению со вторым кварталом прошлого года, что значительно подняло показатели добывающей промышленности, – соглашается Никита Исаев. – Также «помогла» вытянуть статистику и неблагоприятная погода, которая подстегнула выработку тепла и электроэнергии, увеличив таким образом показатели этой отрасли».