Российский предприниматель не надеется защитить свои активы в споре с более крупными конкурентами. Фото Pixabay
Декларации о защите частной собственности есть в Конституции РФ и во множестве законов. Но на практике большинство предпринимателей не считают свою собственность защищенной. Лишь 11% руководителей бизнеса в РФ уверены, что практика исполнения законов гарантирует защиту их активов. Противоположного мнения придерживаются 80% бизнесменов. Такие данные были получены Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).
«В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», – записано в Конституции РФ. Но это конституционное положение, судя по всему, пока очень далеко от российских реалий. Одним из косвенных индикаторов беззащитности частной собственности является бегство инвесторов и отток капитала из страны.
В связи с этим эксперты НАФИ попытались выяснить степень защиты частной собственности и отношение к этому фактору самих бизнесменов. Согласно данным Центробанка, по итогам шести месяцев этого года чистый отток капитала из России увеличился в 1,7 раза в годовом сопоставлении и достиг 14,7 млрд долл. против 8,6 млрд долл. за аналогичный период прошлого года. Ранее в Emerging Portfolio Fund Research сообщали, что только за июль отток средств из ориентированных на российские акции фондов составил 300 млн долл., а за пять месяцев – около 2 млрд долл.
Законодательная защита частной собственности в России не реализуется на практике – так говорят более половины из 500 руководителей средних и крупных предприятий в восьми федеральных округах. Около 30% опрошенных утверждают, что защита собственности практически отсутствует. А 51% респондентов говорят, что добиться исполнения норм о защите частной собственности можно далеко не всегда.
Судя по распределению ответов, уровень защиты собственности зависит от размера компаний. Так, среди руководителей компаний среднего размера около 54% считают, что частная собственность не защищена в должной мере. Среди представителей крупных предприятий таких пессимистов уже меньше – лишь 45%.
Все большее число респондентов признает роль «административного ресурса» в качестве гарантии своих прав. А роль судебной защиты выглядит куда скромнее. Так, на защиту суда в отстаивании своих интересов надеется лишь 29% опрошенных руководителей. А большинство (59%) считают, что в случае конфликта с более крупной компанией защититься поможет только наличие мощного административного ресурса.
Кроме того, отмечают исследователи, крупные корпоративные конфликты зачастую не добавляют предпринимателям уверенности. «Так, большинство топ-менеджеров, информированных о корпоративных конфликтах в России (62%), считают, что они повышают риски ведения бизнеса. И руководители среднего бизнеса чаще топ-менеджеров крупных компаний указывают на дополнительные риски подобных ситуаций», – рассказывают в НАФИ. Четверть предпринимателей, информированных о крупных конфликтах, полагают, что они негативно сказываются еще и на деловом климате, продолжают эксперты.
«Деловой климат в России в настоящее время переживает сложные времена. В последние годы на нем сильно сказывались внешние факторы – курсовые колебания, санкционная политика, международная конъюнктура на экспортируемые товары. Проведенное исследование показало, что кроме внешних есть еще и не менее серьезные факторы внутреннего порядка», – делает вывод директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.
О схожих настроениях сообщают и представители российских бизнес-сообществ. «Мы проводили опрос более 2,5 тыс. предпринимателей по оценке ими административного климата – 58,5% респондентов посчитали, что шансов победить органы власти в судах практически нет. Почти 30% посчитали, что шансы есть, но только по отдельным делам. Высокими считают свои шансы на победу только 2,6% предпринимателей», – рассказывает руководитель аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович.
«Уровень преступлений в отношении предпринимателей за последние годы снизился, но при этом возросло регулятивное давление, которое часто используется как инструмент вымогательства взяток», – признает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
В результате защищенными себя чувствуют в большей степени крупные игроки, тогда как малый и средний бизнес продолжает страдать от коррупции и преступлений в отношении предпринимателей.
В крупных российских городах какие-то шансы на защиту своего бизнеса от рейдерского захвата или произвола заинтересованных структур еще есть. Но в регионах с защитой собственности дело обстоит менее благополучно, замечает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Отдаленность от Центра, слабая проработанность процессуальных и правовых аспектов защиты своих интересов, распространенность клановых взаимоотношений в структуре местных властей и бизнеса, приближенного к влиятельным лицам, создают дополнительные сложности для организации и успешного развития предпринимательства в регионах. Трудно, согласитесь, строить серьезную и долгосрочную бизнес-структуру, рассчитанную на большие сроки оборачиваемости капитала и получение прибыли в отдаленной перспективе, когда неизвестно, что будет с твоим бизнесом через несколько месяцев», – признает он.
Примечательно, что за последние 10 лет количество предпринимателей в РФ в целом увеличилось. Но бизнесмены по-прежнему крайне низко оценивают условия ведения бизнеса. Это следует из исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», в котором авторы проследили эволюцию поведения отечественных бизнесменов за последние 10 лет. В частности, за последнее десятилетие бизнес-активность в стране выросла в два раза. «В 2006 году бизнесменов среди россиян было 5,3%. В 2016 году предприниматели составляли более 11% российского населения в возрасте от 18 до 64 лет», – сообщают авторы исследования экономисты Екатерина Александрова и Ольга Верховская.
Кроме того, замечают эксперты, в кризисные периоды возрастает доля вынужденных предпринимателей. «Наибольшая их доля (39%) пришлась на 2014 год, когда кризис множил безработицу и уход в бизнес воспринимался как альтернатива наемного труда. То же наблюдалось в 2008–2009 годах», – поясняют исследователи. Кризисом объясняется и рост числа бизнесменов среди россиян старшей возрастной группы (45–54 года). «Столкнувшись с сокращением доходов или потерей работы, представители этих возрастных групп стали рассматривать карьеру предпринимателя как предпочтительную альтернативу занятости», – комментируют Александрова и Верховская.
Несмотря на увеличение числа предпринимателей в России, немногие в стране мечтают открыть свое дело в будущем. В прошлом году лишь 5% взрослого трудоспособного населения планировало организовать свой бизнес. «В 2006-м таковых было 8,4%», – замечают исследователи, подчеркивая, что среди 65 стран – участниц глобального мониторинга в России один из самых низких уровней предпринимательских намерений. При этом каждый четвертый потенциальный предприниматель указывает на недостаточность своих знаний, умений и навыков. «Еще пессимистичнее они смотрят на внешние условия: в 2016-м положительными в своем регионе их считали только около 18%. И это самый низкий показатель за 10 лет», – обращают внимание исследователи.
|