Зампредседателю Еврокомиссии Марошу Шефчовичу предстоит нелегкое обсуждение антироссийских санкций. Фото Reuters
Новые американские санкции в отношении России и Ирана создают реальную угрозу для европейского бизнеса. По подсчетам европейцев, им придется сворачивать бизнес, связанный с восемью крупными нефтегазовыми проектами с российским участием. Под угрозой изоляции оказались новые газовые магистрали для экспорта российского газа. А также нефтегазовые разработки с участием России в третьих странах. Вчера европейцы пригрозили Штатам ввести запрет на кредитование американских компаний в европейских банках.
На момент сдачи номера в печать решение по законопроекту о новых санкциях против РФ не было принято. И появились признаки того, что этот проект снова будет отложен. Вчера председатель комитета Сената по иностранным делам Боб Коркер высказывался о необходимости дополнительно проработать законопроект о новых санкциях. «Он еще не готов, но похоже, что мы движемся в правильном направлении», – приводит его слова агентство Reuters. И, судя по словам сенатора, существующие разногласия в первую очередь касаются санкций в отношении Северной Кореи, которые были добавлены в законопроект о санкциях против Ирана и России позднее.
Напомним, более раннюю версию законопроекта, включающего санкции только против РФ и Ирана, в середине июня одобрили 98 сенаторов, тогда как двое высказались против. Однако документ так и не дошел до голосования в Палате представителей, поскольку администрация Трампа выступила против положений, включающих требование к президенту получать одобрение Конгресса перед тем, как смягчить санкции в отношении Москвы. Новая версия документа теперь включает и санкции против КНДР, но сохраняет большинство положений законопроекта, одобренного Сенатом, сообщает Reuters.
При этом многие ожидали, что уже сегодня в Брюсселе пройдет обсуждение новой «ситуации с санкциями». «Еврокомиссия на своем заседании в среду будет проинформирована о последнем развитии событий вокруг американского проекта закона, касающегося санкций в отношении России и других стран», – заявил вчера официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас, отметив, что обсуждение будут вести зампредседателя Еврокомиссии Марош Шефчович и еврокомиссар по энергетике и климатическим изменениям Мигель Ариас Каньете.
Строительство российских экспортных газопроводов в Европу оказалось под серьезной угрозой. Фото с сайта www.nord-stream.com |
Это и немудрено. Как отмечает европейское интернет-издание Euractiv, новый законопроект американцев может в итоге больно ударить в первую очередь по самим европейцам. В частности, как пишет СМИ, новый закон будет санкционировать любую компанию, которая работает не только в сфере разработки, но также и по модернизации и поддержке связанных с Россией проектов на всей планете. «Это будет подводить любую европейскую компанию, связанную с российскими трубопроводами, под действие американского закона», – указывает СМИ.
По данным издания, под новый закон в итоге может попасть восемь российских проектов, связанных с участием в них европейских компаний. Так, по мнению СМИ, в этот список может быть включен проект строительства завода по сжижению природного газа в Усть-Луге и уже построенный газопровод «Голубой поток».
Туда же могут попасть и оба «Северных потока», расширение «Сахалин-2», нефтепровод «Каспийский трубопроводный консорциум» и Южно-Кавказский трубопровод. «Под ударом» оказываются и месторождения с участием российского бизнеса: Шах-Дениз и Зор (Zhor Field). И именно в этих проектах наряду с россиянами сегодня участвуют англо-голландская Royal Dutch Shell, итальянская Eni и британская BP. А в одном лишь «Северном потоке – 2» задействованы немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV и французская Engie.
Эта инициатива затрагивает «нашу энергетическую независимость и интересы энергетической безопасности», – приводит Euractiv слова Маргаритиса Схинаса. Как отмечает Euractiv, Евросоюз начал бить тревогу еще на прошлой неделе. ЕС пытается минимизировать последствия для себя. К примеру, под давлением европейцев был увеличен порог для участия россиян в энергетических проектах. Если раньше он составлял 10%, то теперь – 33%.
Какова будет реакция после нового законопроекта, в ЕС пока не уточняют. Однако в рамках подготовительной работы ЕК сообщала, что «готова ответить в течение нескольких дней», пишет Euractiv. «ЕС всегда готов ответить адекватно и немедленно, если это необходимо, и будем надеяться, что до этого дело не дойдет», – приводит СМИ заявление Схинаса.
К примеру, Евросоюз вполне может ограничить доступ американских компаний к кредитам европейских банков, если США введут новые санкции против России, заявил РИА Новости дипломатический источник в Брюсселе.
В итоге, по мнению экспертов, законопроект Конгресса США может поставить Европу перед выбором: либо соблюдать закон Соединенных Штатов, либо свои интересы. «Законопроект может поставить Европу перед выбором: либо соблюдать американский закон, либо свои интересы и представления воплощать в собственном пакете санкций. И в этом случае у американской дипломатии будет меньше возможности договариваться, потому что она окажется связанной своим законом», – считает глава Американской торговой палаты в РФ Алексей Родзянко, подчеркивая, что необходимо вводить санкции скоординированно. Кроме того, приводит его слова «Интерфакс», законопроект может вынудить американские энергетические компании уйти с российского рынка. «Такое опасение есть. Положения законопроекта сформулированы в этом плане очень жестко», – не исключает Родзянко.
Экономические последствия от введения нового пакета санкций могут быть непредсказуемыми для большинства действующих и запланированных российских проектов в области энергетического сектора. «Однако сегодня сложно предугадать, смогут ли они действительно полностью парализовать, например, строительство «Северного потока – 2» или разработку совместных с европейцами месторождений Шах-Дениз или Zhor Field», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, полагая, что новый пакет санкций призван в первую очередь поддержать собственные сланцевые проекты США. «К примеру, новые санкции очень аккуратно обходят стороной все, что касается космических программ», – замечает эксперт.
На то, что подобные меры в первую очередь говорят о желании американцев конкурировать за рынки сбыта энергоресурсов, указывают и другие эксперты. «У США сегодня большие проблемы со сбытом сжиженного природного газа. Предварительно озвученные восемь проектов затрагивают в первую очередь интересы ЕС», – подтверждает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров, полагая, что основная «битва» может возникнуть вокруг «Северного потока – 2». Тем не менее, по мысли эксперта, следует дождаться реакции самого Евросоюза.
Последствия воздействия новых санкций США на проекты «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» сложно переоценить, продолжает гендиректор компании «Форум» Роман Паршин. «Это ключевые энергетические проекты как для России, так и для Европы, и возможное отставание в их модернизации из-за санкций будет стоить обеим сторонам миллиардов долларов», – считает он.
Любые санкции и ограничения скажутся на успешности реализации совместных с европейскими партнерами инвест-проектов, замечает доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. «Прежде всего на сроках реализации этих проектов. Если мы говорим о нефтегазовой индустрии, а именно об источниках энергии, то подобные ограничения затронут все стороны совместных предприятий», – рассуждает он, полагая, что «иранский сценарий» развития санкций применительно к РФ все же маловероятен. «Россия в большей степени интегрирована в экономические проекты Европы и США, уровень партнерства и значения друг для друга совсем иной», – говорит он. Следующим шагом могли бы стать санкции по иранскому типу, не исключает главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов. «Однако, учитывая вес России в мире и малоэффективность санкций с точки зрения достижения желаемого результата, такой вариант развития событий маловероятен», – сомневается он.