Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо доволен энергетическим диалогом с главой Минэнерго РФ Александром Новаком. Фото Reuters
Сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ не привело к желанному росту цен. Саудовская Аравия нацелилась на ориентир в 60 долл. за баррель не позже конца 2018 года, что позволит ей получить 100 млрд долл. при продаже около 5% акций государственной нефтяной компании. Саудовцы вчера в Санкт-Петербурге объявили даже о взятых на себя дополнительных обязательствах – сокращать не только добычу, но и экспорт черного золота. Россия с некоторыми оговорками готова и на это.
Участники соглашения ОПЕК+ разошлись вчера в Санкт-Петербурге в оценках собственной дисциплины. Министр энергетики Александр Новак заявил, что оценивает уровень выполнения сделки в июне в 98%, а министр нефти Кувейта Эссам аль-Марзук сказал журналистам, что он превышает 90%. Когда речь идет о 1,8 млн барр. нефти в сутки, разброс в 8% может заметно сказываться на рынке.
Впрочем, не только слабоватая дисциплина или неточный контроль привели к тому, что участники соглашения не совсем удовлетворены его результатами. Рынку оказалось недостаточно тех мер, которые предпринял картель, чтобы значительно поднять цены (Новак заявил, что действие соглашения убрало с рынка за последние полгода более 350 млн барр. нефти). Если после заключения соглашения в декабре 2016 года цены на нефть уверенно поднялись до 55 долл. за баррель, то сейчас они держатся на уровне 48 долл.
По данным Wall Street Journal, в Санкт-Петербурге на выходных, до основного заседания, министр нефти Саудовской Аравии Халед Аль-Фалих провел встречу с представителями стран, которые не сокращали добычу «должным образом». «НГ» уже писала о том, что Нигерия и Ливия, которые были освобождены от сделки, очень сильно нарастили добычу, во многом нивелировав сокращение ее участниками сделки (см «НГ» от 11.07.17).
Саудитам так необходима высокая цена на нефть, что они готовы в одностороннем порядке сократить не только добычу, но и экспорт нефти до 6,6 млн барр. в день. Халед Аль-Фалих призвал и другие страны последовать примеру королевства, отметив, что некоторые участники альянса по-прежнему экспортируют огромный объем нефти. Нефть за 60 долл. необходима королевству, чтобы выполнить свой план по объявленной продаже части акций государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Только при такой цене нефти за 5% акций компании удастся выручить искомые 100 млрд долл. А времени остается не так много, размещение ценных бумаг на фондовой бирже было запланировано на второй или третий квартал 2018 года.
Высокая нефть нужна всем участникам соглашения по тем или иным экономическим или даже политическим причинам. Экономика России никак не выберется из стагнации, а в Венесуэле от нефтедоходов зависит стабильность режима Николаса Мадуро. Возможно, что именно поэтому эти две страны первыми поддержали предложение Саудовской Аравии продлить соглашение после марта 2018 года, до которого оно пока работает.
Вчера прозвучало и еще одно, почти историческое заявление. «Мы в ОПЕК впервые в истории протянули руку американским производителям и вошли с ними в контакт. Цель – лучше понять наши процессы, наши бизнес-модели, методологию составления прогнозов, наши планы по добыче, бизнес-планы и в конечном итоге чтобы наладить энергетический диалог, похожий на тот, что мы наладили с Россией», – сказал генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо, пояснив планы ОПЕК и США в четвертом квартале 2017 года обсудить текущую ситуацию на нефтяном рынке.Резкий рост добычи сланцевой нефти в США назывался одним из основных факторов, который привел к резкому падению цен на нефть в 2014 году. Кроме того, в США еще при президенте Обаме был кардинально изменен подход к экспорту энергоносителей: в 2015 году впервые за 40 лет было разрешено экспортировать нефть.
По прогнозу консалтинговой компании PIRA Energy Group увеличение производства сланцевой нефти будет идти такими темпами, что превратит США в одного из крупнейших мировых экспортеров. PIRA прогнозирует, что американский экспорт сырой нефти к 2020 году вырастет до 2,25 млн барр. в день, что в четыре раза больше, чем в 2016 году. Планируется, что в США в нефтедобычу за эти годы будет инвестировано не менее 25 млрд долл.
У американцев свой интерес к высоким ценам на нефть: только при цене около 50 долл. за баррель добыча сланцевой нефти становится рентабельной. Даже нынешние 45–48 долл. за баррель приводят к тому, что количество проектов по добыче в США снижается.
«У США нет таких запасов нефти, которые могли бы обеспечить спрос на нефть со стороны их собственной экономики, поэтому говорить о том, что эта страна станет не только одним из основных, но и хоть каким-то значимым экспортером – нонсенс, – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – Однако сланцевая нефть останется наряду со спросом и предложением одним из основных факторов, формирующих цену на нефть. Сокращение ее добычи означает, что США необходимо наращивать импорт, что и происходит сейчас. А экспортеры пользуются этим, наращивая свою долю рынка. Правда, это не касается России».