0
18820
Газета Экономика Интернет-версия

14.07.2017 00:01:00

Евразийский союз становится китайским

Тэги: китай, экономика, инвестиции, армения, снг, россия, внешняя торговля, еаэс, мвф, экспорт, импорт


китай, экономика, инвестиции, армения, снг, россия, внешняя торговля, еаэс, мвф, экспорт, импорт Председатель КНР Си Цзиньпин умело сопрягает китайский интеграционный проект с российским. Фото Reuters

Китайская машиностроительная корпорация China Machinery Engineering Corporation планирует масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику Армении. Об этом объявили вчера представители Китая и Армении, которая входит в российский интеграционный проект – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В этом союзе в последние годы происходят примечательные изменения: почти все участники этого проекта быстро переориентируют свою экономическую активность с России на Китай. Доля РФ во внешней торговле постсоветских стран сократилась в несколько раз. А доля Поднебесной соответственно выросла. Китай «привязывает» к себе участников ЕАЭС через инвестиции, кредиты и закупки.

Китайская экономическая экспансия не могла не привести к вытеснению России из постсоветского пространства – особенно из стран ЕАЭС, а также из некоторых не входящих в союз государств Кавказа и Центральной Азии. Процесс вытеснения описан в докладе специалистов Института экономики РАН «Китайская стратегия освоения постсоветского пространства и судьба Евразийского союза», подготовленном Светланой Глинкиной, Мадиной Тураевой, Артемом Яковлевым.

«Происходит рост зависимости экономик стран ЕАЭС от Китая через наращивание дисбалансов в торговле и долга перед восточным партнером. Все члены ЕАЭС, кроме Казахстана, имеют значительный отрицательный баланс в торговле с Китаем. В Киргизии он составляет в последние три года 93–95% общего товарооборота, в Армении – около трети, в Белоруссии – почти половину», – сообщают специалисты РАН.

В качестве одного из доказательств китайской экспансии авторы приводят данные МВФ по экспорту и импорту стран Кавказа и Центральной Азии за 2000–2012 годы. Выяснилось, что, например, сельскохозяйственный и сырьевой экспорт в Китай из стран Кавказа и Центральной Азии вырос за указанный период с 0,8 до 3,3% от ВВП исследуемого региона, а в Россию сократился с 4,7 до 0,8% ВВП. Еще пример: импорт готовой продукции из Китая в указанные страны вырос за этот же период с 1,3 до 6,2% ВВП региона, а из России сократился с 14,5 до 8,5% ВВП.

К этому можно добавить более свежие данные из доклада МВФ о региональной экономике, посвященному Среднему Востоку и Центральной Азии. Доля России в экспорте стран Кавказа и Центральной Азии, которые причислены к нефтяным импортерам, за 2000–2005 годы составляла в среднем 17%, а Китая – около 3%. А в 2010–2015 годах доля РФ была уже в среднем около 10%, доля КНР – примерно 5%. Если брать совокупный экспорт стран – нефтяных экспортеров из рассматриваемого региона, то в этом случае доля России с 2000–2005 по 2010–2015 годы снизилась с 15 до 7%, доля Китая выросла с 9 до 20%.

Те же тенденции с импортом стран Кавказа и Центральной Азии. Если говорить о странах – нефтяных закупщиках, то в их совокупном импорте доля России снизилась за указанные периоды с 20 до 15%, доля Китая выросла с 3 до 33%. А в совокупном импорте стран – нефтяных поставщиков доля РФ сократилась с 33 до 15%, доля КНР выросла с 5 до 20%.

В ряде постсоветских стран Китай не просто входит в тройку крупнейших поставщиков товаров, но и занимает там первое место, опередив Россию. Например, по данным Книги фактов ЦРУ за 2015 год, в Киргизии в совокупном импорте доля Китая составляет почти 57%, России – около 17%, Казахстана – 10%. В импорте Таджикистана на Китай приходится более 42%, на Россию – 18%, на Казахстан – 13%. В импорте Узбекистана доли Китая и России равнозначны – по 21%, доля Южной Кореи – около 12%.

«За 2001–2015 годы выросла роль Китая как инвестора и как поставщика машин, оборудования и транспортных средств для всех постсоциалистических стран, особенно Центральной Азии, – сообщают также специалисты РАН. – В результате Китай становится источником модернизации новых независимых государств. Роль России в этом вопросе в ряде государств снижается». Они добавляют: «Взаимная торговля между КНР и постсоветскими государствами в значительной степени базируется на китайских торговых кредитах, масштабы которых вплоть до кризиса 2008–2009 годов существенно превышали накопленные странами китайские прямые инвестиции».

По замечанию исследователей, практика обмена Китаем своих инвестиций и кредитов на природные ресурсы и долю рынка постсоветских государств продолжается, «причем к китайским государственным и коммерческим кредитам добавлены ресурсы Фонда Шелкового пути».

Один из выводов исследователей – Россия и Китай по-разному видят механизмы интеграции: «Россия настаивает на сотрудничестве по линии КНР – ЕАЭС, а Китай считает возможным и даже более эффективным сотрудничество с каждым из членов союза на двусторонней основе». Добавим, что Китай «обрабатывает» и те страны, которые пока не входят в ЕАЭС, но теоретически могли бы там состоять. Признаки переориентации постсоветских государств с России на Китай замечали ранее и другие эксперты (см., например, «НГ» от 31.05.16).

Из доклада РАН можно сделать вывод, что проект «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) тоже не дает особой надежды на полноценное сотрудничество всего Евразийского союза с Китаем. «Межблоковое» сотрудничество, предполагающее сопряжение проектов ЕАЭС и ЭПШП, пока пробуксовывает, и это «может привести к усилению конкуренции внутри ЕАЭС, к размыванию евразийской интеграции, к поглощению ЕАЭС восточным соседом – гигантом», предупреждает РАН.

Заинтересованность России именно в «межблоковом» диалоге подтверждают и некоторые опрошенные «НГ» эксперты. «Для России важно стимулировать диалог между Китаем и ЕАЭС как целостным блоком, с учетом постановки долгосрочной цели о формировании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем», – говорит профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Мария Валовая.

«Наиболее важные направления торгово-экономического сотрудничества на данном этапе для РФ включают взаимодействие сторон в вопросах технического регулирования, развитие форматов и направлений взаимодействия таможенных органов, инвентаризацию существующих административных процедур во взаимной торговле и т.д.», – перечисляет Валовая.

Последняя иллюстрация растущего экономического влияния Китая в ЕАЭС – инвестиции КНР в Армении. Китайская машиностроительная корпорация China Machinery Engineering Corporation намерена осуществить в Армении масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику. Об этом 13 июля в ходе встречи с министром экономического развития и инвестиций Армении Суреном Караяном заявил представитель компании Джеймс Донг.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
967
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1618
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1447
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2717

Другие новости