Ливийские экспортеры нефти пока не готовы перекрывать вентили даже ради высоких цен. Фото Reuters
24 июля в Санкт-Петербурге будет решаться судьба соглашения «ОПЕК+», которые ограничивают добычу нефти ради повышения цен на нее. Большинство участников дисциплинированно снижают производство нефти. Однако две страны – Нигерия и Ливия – воспользовались формальной лазейкой и резко нарастили добычу, сделав все соглашение «ОПЕК+» почти бессмысленным. Не случайно мировые нефтяные цены словно не замечают попыток стабилизации мирового рынка. На этом фоне все чаще звучат рассуждения чиновников о плавном выходе из соглашения «ОПЕК+».
Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил вчера на Международном нефтяном конгрессе в Стамбуле, что считает «разумным» плавный выход из соглашения. «Многие говорят об этом, он может занять несколько месяцев», – объяснил Новак журналистам.
Его поддержал и министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, который заявил, что его страна выступает за плавный выход из соглашения с ОПЕК с наращиванием добычи в течение одного-двух месяцев. Еще в мае глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что его компания попросила Новака согласовать плавный механизм по выходу в будущем из соглашения с ОПЕК.
ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн барр. в сутки с октябрьского уровня, из которых 300 тыс. приходятся на Россию. Соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года, а в мае срок его действия продлили до апреля 2018 года. Вероятно, министры имели в виду, что после этой даты производство черного золота надо будет наращивать не слишком резко, чтобы не обвалить рынок.
Соглашение в целом соблюдается, и новостей о его серьезных нарушениях не было, однако цены на нефть в последнее время не радуют экспортеров. Если в прошлом году только на сообщениях о планах ограничения добычи нефть вырастала до 55 долл. за баррель, то в прошлую пятницу котировки североморской Brent рухнули более чем на 5%, до значений 45–46 долл. за баррель. Такого сильного падения на рынке не было уже больше года. Средняя цена Urals в июне 2017 года была 45,65 долл. за баррель, притом что Новак неоднократно заявлял, что российское Минэнерго считает справедливой в этом году цену в коридоре 50–60 долл. за баррель.
Впрочем, Россия уже получила немалую выгоду от соглашения с ОПЕК: доходы от экспорта нефти в январе–мае 2017 года выросли на 47,5% по сравнению с январем–маем 2016 года – до 38,5 млрд долл., свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.
Сами нефтяники объясняют снижение цен ростом добычи в Северной Америке, а также в Ливии и Нигерии. Например, прирост добычи в Канаде в этом и следующем годах составляет примерно треть от того объема, который должен быть сокращен в рамках соглашения ОПЕК+. Наращивают добычу и в США. Но если американцев трудно «призвать к порядку», то на своих африканских членов ОПЕК попробует надавить на предстоящей встрече в Санкт-Петербурге. Дело в том, что Ливии и Нигерии было разрешено не сокращать добычу, но никто не ожидал, что они такими темпами нарастят ее. По данным аналитиков, объем добычи нефти в Ливии с уровня 400 тыс. барр. в сутки, который был в октябре, уже вырос до 1 млн барр. в день. А Нигерия за тот же период подняла производство с 200 тыс. до 1,6 млн барр. в день. Итого, рост добычи только в этих странах составил 2 млн барр. Получается, что картель ОПЕК суммарно вообще не снизил объем добычи.
«Смысл сделки с ОПЕК и состоял в том, чтобы как-то поднять цены на нефть, благодаря чему российский бюджет получит дополнительные доходы. Скорее всего Россия будет придерживаться соглашения с ОПЕК. Ведь действующие договоренности являются соглашением о заморозке добычи, а не о дальнейшем сокращении. России важно продемонстрировать свою надежность как стороны переговоров, тем более что Владимир Путин уже одобрил договоренности с ОПЕК. Однако если другие стороны соглашения откажутся от обязательств, то и Россия не станет придерживаться договора», – сказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
«В качестве целей соглашения вряд ли ставилось достижение Россией определенных математически выверенных бюджетных параметров или конкретной величины дополнительных доходов, – считает шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – В качестве общей задачи рассматривалась балансировка общемировых уровней спроса и предложения: добыча может вырасти от 500 тыс. до 1 млн барр. в год, но примерно на ту же величину может вырасти и мировой спрос за счет ускорения темпов экономик Китая и западных стран. В качестве параметров достаточности ОПЕК рассматривает цели по снижению запасов сырой нефти до среднего уровня за 5 предыдущих лет. Например, запасов в США с нынешнего уровня в 500 млн барр. и больше (537 млн в марте 2017 года) до 360 млн барр., как это было до января 2015 года». Эксперт считает, что продление соглашения возможно и после апреля 2018 года.
«Если эти цели к весне будущего года достигнуты еще не будут, но баланс спроса и предложения будет меняться в нужном направлении, то ОПЕК может продлить соглашение. Ведь никому не выгодно резкое обрушение цен в случае преждевременного выхода из соглашения. Продавать меньше, но дороже по-прежнему выгоднее, чем продавать больше по количеству, но дешевле, в том числе и с учетом затрат на транспортировку», – сказал «НГ» Пушкарев.