Россиянки в этот кризис предпочитают не тратиться на косметику. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В России появились признаки восстановления доходов самых обеспеченных групп. За последний год доля тех, кто ни на чем не экономит, выросла с 11 до 18%. Об этом сообщил вчера холдинг «Ромир». Остальные же граждане продолжают сокращать расходы на деликатесы, развлечения, одежду, косметику и даже на медицину.
Исследовательский холдинг «Ромир» обнародовал вчера данные очередного всероссийского опроса. Социологи попросили 1500 россиян рассказать, на каких статьях расходов они экономили в течение последнего года. Аналогичный опрос проводился также в 2016 и 2015 годах.
Как показали опросы, за последний год увеличилась доля тех, кто ни на чем не экономит. «Если год назад такой ответ давали 11% респондентов, то в этом году их число составило уже 18%.
То есть доля экономящих россиян сократилась с 89 до 82%. За год также немного сократилась доля россиян, которые экономят на еде в целом – с 43% в прошлом году до 39% в году текущем», – сообщают социологи.
Однако по всем остальным тратам расходы сократились. В частности, выросла доля экономящих на деликатесах (с 23 до 30%), на путешествиях (с 21 до 30%), на развлечениях (с 20 до 30%), на ресторанах (с 8 до 20%) и на гаджетах (с 8 до 15%). Что примечательно, рассказывают в «Ромире», цифры, полученные в текущем году, практически совпали с прогнозом по экономии, который россияне делали два года назад.
Продолжила расти и доля экономящих на покупке одежды и обуви – с 31 до 33%. Увеличивается и доля тех, кто экономит на косметике – с 11 до 15%. Кроме того, за последние два года выросло число россиян, сокращающих свои траты на алкоголь и сигареты – с 15 до 21%.
По другим статьям расходов сложилась даже более примечательная картина. «Так, два года назад незначительная доля респондентов (от 3 до 5%) декларировала планы по экономии на бытовых услугах, транспорте, медицине, занятии спортом, мобильной связи», – указывают исследователи. И, как показывает последний опрос, за год доля экономящих на этих статьях расходов увеличилась в разы. «На медицинских расходах в течение последнего года пришлось экономить 16% россиян, тогда как год назад этот показатель равнялся 6%. На бытовые услуги (химчистки, прачечные, ремонт обуви) за последний год сократили свои расходы 13% респондентов при аналогичном показателе в 4% в прошлом году», – сообщают в «Ромире». Схожая тенденция наблюдается и в расходах на мобильную связь (с 3 до 12%), транспорт (с 3 до 11%) и оплату занятий спортом (с 4 до 10%).
В целом же опросы показывают, что последний год не был слишком удачным для россиян. «Опрос в конце прошлого года показал, что 2016-й запомнился нашим соотечественникам как год кризиса, тяжелой экономической ситуации, сопровождавшейся ростом цен и падением доходов. И последний опрос демонстрирует, скольким россиянам пришлось пересмотреть свои траты в сторону их сокращения в условиях продолжающегося кризиса», – делают вывод исследователи.
Напомним, официально за чертой бедности проживает почти 15% населения РФ. Согласно данным Росстата, только по итогам первого квартала 2017 года доходы ниже прожиточного минимума имели 22 млн россиян (см. «НГ» от 26.06.17). Очевидно, не лучшим образом скажется на доходах населения и дорожающий выше инфляции минимальный набор продуктов питания. Так, с января по май минимальный продуктовый набор подорожал на 9,4% – до 4036 руб., следует из данных Росстата. В целом же инфляция за первые пять месяцев этого года составила 1,7%.
В самом холдинге довольно просто объясняют отказ россиян от экономии на продуктах на фоне сокращения трат на непродовольственные товары и услуги. «В продуктовом ретейле сейчас такое количество промоакций, что россияне успешно приспособились экономить за счет скидок и бонусов, поиска лучших предложений на разные товары в разных торговых точках. Плюс привыкли к новым ценам, ослабили бдительность», – рассказали «НГ» в пресс-службе «Ромира».
При отсутствии дохода появляется чисто психологический момент – желание немного себя «побаловать», рассуждает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ольга Лебединская. «В целом мне кажется, что начинает закручиваться эффект бережливости. То есть чем больше мы откладываем на черный день, тем быстрее он наступит», – считает она.
«Объем выборки исследования составляет 1500 человек, что предполагает статистическую погрешность наблюдения на уровне 3–4%», – говорит начальник лаборатории исследования пенсионных систем Академии народного хозяйства и госслужбы Елена Гришина, подчеркивая, что указанное снижение доли лиц, экономящих на еде, укладывается в статистическую погрешность. «Таким образом, можно предположить, что доля лиц, экономящих на еде, не изменилась, при этом ухудшились остальные показатели», – делает вывод она.
По сути речь не идет об отказе населения от сокращения расходов – результаты исследования отражают лишь факт перераспределения сокращающихся доходов в пользу продуктов питания, полагает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Так, сокращение доли респондентов, сообщивших об экономии на продовольственных товарах, с 43 до 39%, произошло не параллельно с ростом числа граждан, которые вынуждены экономить на развлечениях (+9%), путешествиях (+7%), потребительской электронике (+7%), одежде и обуви (+2%)... Грубо говоря, чтобы не отказывать себе в еде, приходится отказывать в чем-то еще», – рассуждает эксперт. И это, по сути, лишь подтверждает тот факт, что, несмотря на незначительный рост номинальных доходов населения, реальные располагаемые расходы продолжают сокращаться. «То есть, несмотря на рост зарплаты, мы по-прежнему беднеем быстрее даже при рекордно низких темпах инфляции», – замечает Яковенко, подчеркивая, что отказ от экономии на продуктах питания не только не подтверждает предположения о восстановлении потребления, но говорит об увеличении расходов домохозяйств на приобретение еды в ущерб развлечениям, отдыху и товарам длительного потребления.
Частично такие выводы подтверждают и данные Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) по потреблению кондитерских изделий в России. «Среднедушевое потребление всех видов кондитерских изделий в России в июне 2017 года находилось на уровне 24 кг в пересчете на год, что соответствует показателям потребления в марте, апреле, мае, в последние (пиковые) месяцы 2016 года и уровню докризисного 2014 года», – следует из их релиза. Таким образом, делает вывод исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина, потребление кондитерских изделий в России вернулось к докризисным показателям 2014 года, но больше не растет. «Происходит лишь некоторое изменение в структуре потребления в пользу отдельных видов шоколадных кондитерских изделий», – подчеркивает она.
Кроме того, как следует из результатов опроса «Ромира», основную массу тех, кто вообще не экономит, составляют респонденты в возрасте до 24 лет (26%). «То есть прирост в основном обеспечивают респонденты, находящиеся либо на иждивении (студенты), либо получающие относительно невысокий доход (молодые специалисты). Старшие поколения продолжают экономить, как и год назад», – делает вывод Яковенко.