Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев надеется на урегулирование спора с «Нафтогазом» до конца года. Фото РИА Новости
«Газпром» выиграл у «Нафтогаза Украины» 1,7 млрд долл. по предварительному решению Стокгольмского арбитражного суда. С таким сенсационным сообщением выступил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Украинская сторона выводы российского холдинга не подтверждает. И победой для себя украинцы считают отмену судом принципа «бери или плати». Но эту трактовку теперь уже опровергают в Москве. Новые обоснования взаимных претензий стороны должны предъявить осенью. Если и по ним не будет согласия, то последуют новые судебные разбирательства.
«Было промежуточное решение Стокгольмского арбитража. По предварительной экономической оценке, в соответствии с предварительным решением Стокгольмского арбитража взыскания с «Нафтогаза» в пользу «Газпрома» превышают 1,7 млрд долл.», – рассказал в конце прошлой недели глава «Газпрома» Алексей Миллер. Как пояснил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, цифра в 1,7 млрд долл. является разницей между предварительно оцененными судом требованиями сторон.
Правда, «Газпром» недоволен аргументацией арбитражных судей, и поэтому российский концерн собирается обжаловать промежуточное решение в апелляционном суде Швеции, рассказал Миллер.
А в «Нафтогазе» и вовсе отрицают наличие в тексте решения требований на сумму в 1,7 млрд долл. «В отдельном решении трибунала при Стокгольмском арбитраже от 31 мая не указано, что «Нафтогаз» должен выплатить «Газпрому» 1,7 млрд долл. или любую другую сумму. Оно не содержит каких-либо цифр в отношении любых долгов между сторонами. В решении изложены принципы, по которым должна рассчитываться ретроактивная компенсация за переплату «Нафтогаза», а также цена для объемов газа, полученных, но не оплаченных компании в полном объеме», – сообщали в пресс-службе украинской компании.
При этом в «Нафтогазе» уверены, что промежуточную победу над «Газпромом» одержала именно украинская сторона. Ведь в трактовке «Нафтогаза» решение Стокгольмского арбитража удовлетворило основные требования украинцев, то есть отменило контрактное условие «бери или плати» (take or pay). Кроме того, снят запрет на реэкспорт российского газа. Одновременно суд предложил пересмотреть формулу цены, начиная с 2014 года. С подобными выводами и трактовками не спешат соглашаться в «Газпроме».
Напомним, «Газпром» обратился с иском в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма еще в июне 2014 года. Российская компания тогда потребовала взыскать с «Нафтогаза Украины» долги и проценты по ним на сумму свыше 4,5 млрд долл. В тот же день «Нафтогаз» подал встречный иск к «Газпрому» с требованиями изменить задним числом цену на газ, возместить всю сумму переплаты (по оценке истца – 6,2 млрд долл.) и отменить положение договора, которое запрещает реализацию поставляемого из России газа за пределами Украины. Эти дела впоследствии были объединены. Позднее «Нафтогаз» подал второй иск, потребовав обязать «Газпром» выплатить компенсацию за снижение объемов транзита в размере 3,2 млрд долл. и еще 3 млрд долл. за низкую транзитную ставку. «Газпром», в свою очередь, направил в Стокгольмский международный арбитраж уточненные требования к «Нафтогазу», добавив туда не выбранные в третьем квартале 2015 года объемы. В итоге общая сумма требований выросла уже до 37 млрд долл. Сумма же исковых претензий «Нафтогаза Украины» к «Газпрому» в Стокгольмском арбитраже достигла 26,6 млрд долл.
В конце мая Стокгольмский арбитраж вынес промежуточное решение в газовом споре между «Газпромом» и «Нафтогазом». Текст 700-страничного решения не был обнародован, что порождает различные выводы и трактовки судебного решения.
Окончательное же решение по спору с «Нафтогазом» суд Стокгольма примет до конца этого года. Об этом, в частности, говорит зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. Стокгольмский арбитраж в рамках иска «Нафтогаза Украины» к российскому газовому монополисту «Газпрому» по контракту на закупку газа может вынести окончательное решение в конце ноября, сообщала эфире «5 канала» замминистра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль.
По ее словам, это связано с тем, что необходимо провести «подсчеты, касающиеся выполнения решения по существу арбитража». «Они должны быть проведены сторонами. Стороны должны прийти к общему знаменателю», – рассказала она. Если же этого не происходит и стороны не приходят к «общему знаменателю» – «тогда уже арбитраж подключается к рассмотрению этого вопроса», продолжила замминистра. «Переговоры (по суммам претензий. – «НГ») пока продолжаются. Если стороны не придут к соглашению, ожидается, что суд определит суммы самостоятельно», – говорится на официальной странице компании «Нафтогаз» в Facebook.
Неясность во взаимных судебных претензиях между «Нафтогазом» и «Газпромом» продлится как минимум до ноября, пока Стокгольмский арбитраж вновь не вернется к газово-транзитным спорам и не перейдет от промежуточных предварительных вердиктов к окончательным, объясняет аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Промежуточное решение суда не содержит в себе никаких указаний относительно финансовых обязательств, замечает юрист адвокатского бюро «А2» Екатерина Ващилко. «Таким образом, окончательно говорить о финансовых обязательствах и том, кто кому и сколько должен, если должен вообще, можно будет только по вынесении окончательного решения, которое может появиться не раньше осени (ноябрь) 2017 года», – сообщает она, напоминая, что все озвучиваемые «Газпромом» или «Нафтогазом» цифры являются результатом оценки предварительного решения арбитража и собственных расчетов.
«Однако совершенно точно можно сказать о том, что теряет «Газпром» и с какими конкретно пунктами промежуточного (а значит, и окончательного) решения он просто не может согласиться и, следовательно, будет обжаловать их в суде вышестоящей инстанции, то есть в Суде Швеции. В первую очередь речь идет об отмене правила take or pay, положенного в основание большинства договоров «Газпрома» по всем направлениям газового экспорта. Именно это требование является на протяжении последних лет основным камнем преткновения с большинством импортеров, и именно это условие чаще всего приводит «Газпром» в зале суда», – продолжает юрист. И до суда с «Нафтогазом» российской компании успешно удавалось отстаивать свои интересы, сохраняя тем самым правило «бери или плати» в контрактах. «Проблема для «Газпрома» заключается в том, что, по сути, Стокгольмский арбитраж создает своим решением прецедент, обратившись к которому, любой или почти любой импортер, работающий с ним по контракту, содержащему этот пункт, может не только потребовать отмены его в отношении собственного контракта, но и предъявить «Газпрому» исковые требования в размере сумм, уплаченных ему ранее в связи с действием этого пункта», – сообщает Ващилко, подчеркивая, что принцип «бери или плати» газовый холдинг будет защищать до последнего.
На фоне судебных разбирательств в «Газпроме» анонсируют дальнейшее сокращение транзита голубого топлива через территорию Незалежной. Как известно, газотранспортная система (ГТС) страны может транспортировать до 120 млрд куб. м газа в год. В последнее же время транзит через Украину серьезно сокращается. Так, по итогам 2016 года транзит составил около 80 млрд куб. м. А после 2019-го, когда заканчивается действие контракта об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины, он не превысит 15 млрд куб. м газа в год. «Перестройка газотранспортных коридоров на территории России предопределяет, что к началу 2022 года возможный потенциальный объем транзита через территорию Украины в центральном коридоре будет составлять от 10 млрд до 15 млрд кубов газа», – рассказал Алексей Миллер.
Отметим, в среднем ГТС приносит украинской экономике ежегодно около 2 млрд долл. С введением газопровода «Северный поток – 2» и завершением в 2019 году действия контракта об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины транзит российского газа может серьезно сократиться.