0
10636
Газета Экономика Интернет-версия

30.06.2017 00:01:00

Правительство объявило войну бюджетному дефициту

Тэги: бюджет, дефицит, доходы, расходы, минфин, мэр, ввп, работающие пенсионеры, пенсия, индексация, материнский капитал


бюджет, дефицит, доходы, расходы, минфин, мэр, ввп, работающие пенсионеры, пенсия, индексация, материнский капитал Премьер Дмитрий Медведев и министры решают, как залатать бюджетные дыры. Фото РИА Новости

За два года бюджетный дефицит в России сократится почти вдвое: с 3 трлн руб. в 2016-м до 1,5 трлн руб. в 2018-м. В правительстве хвалятся, что это будет самый низкий дефицит «за последние годы». Правда, за такое бюджетное чудо кто-то должен заплатить. Борьба с дефицитом затронет в первую очередь работающих пенсионеров и семьи с детьми. В условиях затягивания поясов трудно ожидать бурного экономического роста. Минэкономразвития (МЭР) вчера подтвердило, что рост ВВП в следующую трехлетку не превысит 1,5% в год.

Кабинет министров объявил в четверг о предстоящем резком сокращении бюджетного дефицита. В бюджете на следующую трехлетку планируется заложить дефицит на уровне 1,6% ВВП в 2018-м, 0,9% – в 2019-м и 0,8% – в 2020-м.

В 2018 году по сравнению с 2016-м дефицит сократится примерно в два раза: с 3 трлн руб., которые тогда составляли 3,5% ВВП, до 1,5 трлн руб. Ненефтегазовый дефицит, не зависящий от нефтяных и газовых доходов, составит в следующем году 7,2% ВВП. Такие данные сообщили на вчерашнем правительственном заседании глава Минфина Антон Силуанов и премьер Дмитрий Медведев.

Силуанов назвал прогнозные показатели дефицита «самыми низкими за последние годы». Если говорить о совокупном объеме дефицита, то в этом случае Россия достигнет рекордно низкого уровня за период начиная с 2015 года, а если говорить именно о ненефтегазовом дефиците, тогда мы получим рекорд за период с 2009 года.

Правительство объявило о росте бюджетных доходов в следующем году. Они составят около 14,7 трлн руб. Это примерно на 600 млрд руб. больше, чем изначально закладывалось в бюджет 2017–2019 на 2018 год. Если же сравнивать будущие доходы с 2016 годом, на который ссылаются в правительстве, то доходы превысят прошлогодний уровень на 1,2 трлн руб.

Пенсия пожилых работников еще три года будет сокращаться в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.	Фото РИА Новости
Пенсия пожилых работников еще три года будет сокращаться в реальном выражении, то есть с учетом инфляции. Фото РИА Новости

Ситуация с расходами выглядит спорно. Как вчера сказал Медведев, бюджет потратит в 2018-м около 16,2 трлн руб., то есть почти на 200 млрд руб. больше, чем изначально закладывалось на 2018 год в бюджет 2017–2019. Однако одновременно с этим такой показатель будет примерно на 200 млрд руб. меньше, чем было потрачено бюджетом в 2016-м.

Еще более тревожной ситуация выглядит, если сравнивать обновленный показатель 2018 года не с первоначальными ориентирами и не с 2016 годом, как делает кабинет министров, а с 2017-м. Ведь из поправок в текущий бюджет выясняется, что и в 2017-м, и в 2018-м страна получит примерно одинаковый объем доходов, и в этом случае нет никакого серьезного роста. Кроме того, в 2018-м бюджет потратит на 400 млрд руб. меньше, чем в 2017-м, значит, расходы будут урезаны резко и ощутимо.

Уже вчера стало известно, кто в первую очередь попадает в список жертв войны с дефицитом. Во-первых, работающие пенсионеры. «Бюджет Пенсионного фонда определен с учетом того, что все пенсии, за исключением пенсий работающих пенсионеров, будут проиндексированы на размер инфляции. Соответственно такие расходы закладываются», – заявил Медведев. Пенсия работающих пенсионеров в реальном выражении (с учетом инфляции) продолжит сокращаться. 

Во-вторых, жертвами станут семьи с детьми. Как сказал Медведев, размер материнского капитала не изменится в 2018 и 2019 годах, в реальном выражении это сокращение. «С 1 января 2020 года он должен быть проиндексирован», – добавил премьер. Но, как показывает практика, «должен» еще не значит, что «будет».

Общую тенденцию урезания расходов признал в ходе заседания и сам Силуанов. «В соответствии с задачами, которые вы, Дмитрий Анатольевич, поставили, по резервированию определенных средств для решения вопросов, которые будут рассмотрены в правительстве с учетом приведенных разногласий по отдельным направлениям и отраслям, мы предлагаем образовать резерв за счет недоведения 2% расходов по статьям, не имеющим публичного нормативного характера, – сказал министр. – Мы предлагаем сократить на 2% расходы, за исключением оплаты труда и денежного довольствия, публичных нормативных обязательств, реализации международных договоров, межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам, содержания судебной системы, обслуживания долга и отдельных частей по закрытым статьям».

Урезание расходов, затягивание населением поясов не предполагает экономического бума, предпосылок для резкого инвестиционного и потребительского оживления нет. Именно поэтому, видимо, Минэкономразвития и не стало менять консервативную оценку роста ВВП на 2018–2020 годы. Глава МЭР Максим Орешкин вчера подтвердил, что в 2017 году экономический рост может составить 2%, но если говорить о следующей трехлетке, то рост будет около 1,5% в год.

Некоторые опрошенные эксперты предполагают, что цифры в отчетах стали главной целью правительства. Как замечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев, речь идет о таких цифрах, которые легче всего достичь: инфляция, дефицит бюджета. Достижение этих показателей без оглядки на последствия приводит к удушению экономики, считает эксперт.

«Тотальная экономия и затягивание поясов – самый простой способ сократить дефицит, – продолжает Исаев. – Но я бы не сказал, что этот вариант выбран осознанно. Просто у правительства сейчас нет альтернативы. Ни одна из стратегий развития экономики так и не появилась на свет. Поэтому будем затягивать пояса до тех пор, пока нефть не подорожает».

Но часть экспертов не была столь категорична. Как замечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, в условиях санкций для России было бы крайне неразумно наращивать, например, госдолг с целью финансирования всех обязательств. Именно поэтому власти выбирают иные способы решения финансовых проблем. 

Как вчера объявил Силуанов, ведомством предусмотрено привлечение средств на внешнем рынке в объеме 3 млрд долл. Но основным источником финансирования дефицита станет внутренний рынок: «Мы предусматриваем (на нем – «НГ») привлечение в чистом виде чуть более 1 трлн руб. на протяжении трехлетнего периода». Речь идет о внутренних госзаймах.

Павел Сигал добавляет, что «нельзя добиться экономического роста, продолжая наращивать социальные расходы за счет увеличения давления на бизнес». По его словам, правительство вынуждено использовать сбалансированный подход. Эксперт полагает, что «как только ситуация на энергетическом рынке изменится, социальные расходы будут расти ускоренными темпами».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1143
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1413
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1439
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1138

Другие новости