Заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Фото пресс-службы Минпромторга РФ
Уже с конца нынешнего года в России планируют начать маркировать обувь радиочастотными (RFID) метками, а с 2019 года эта процедура станет обязательной. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Он напомнил, что с 1 апреля 2016 года такие метки есть на всех продаваемых меховых изделиях, а с 1 июня стартовал эксперимент по маркировке некоторых лекарств. По словам министра, на очереди внедрение аналогичного механизма еще по девяти товарным группам.
«Система маркировки подразумевает нанесение контрольных идентификационных знаков на товар и передачу в информационную систему зеркальных данных на всех этапах перепродажи вплоть до реализации», – сказал первый замруководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
По его словам, введение маркировки целесообразно в тех товарных группах, где высока доля нелегального оборота и импорта.
RFID – это технология, которая позволяет с помощью радиоволн передавать информацию. На ее основе работают проездные билеты в транспорте, электронные документы, RFID-чипы с персональной информацией вшивают под кожу животным, они помогают быстро проинвентаризировать товары на огромных складах, на их основе делают электронные замки, всевозможные датчики.
Давыдов сообщил, что маркировка чипами позволила в 2016 году вывести в легальный оборот 973 тыс. штук мехового товара более чем на 55 млрд руб. «Таможенные платежи по этому виду товара увеличились на 40%», – отметил Давыдов.
В перечень Минпромторга продукции, на которую необходимо распространить маркировку, вошли колесные диски, верхняя одежда, некоторые виды текстиля. Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагал ранее включить в него древесину и авиазапчасти, а Минсельхоз – осетровые виды рыбы и икру.
Маркировка стала уже международным проектом: с 12 августа 2016 года она обязательна для изделий из натурального меха на всей территории ЕАЭС. Вчера комитет Госдумы по делам СНГ и евразийской интеграции рекомендовал парламенту ратифицировать протокол о продлении на два года соглашения о введении маркировки RFID-метками товаров из натурального меха.
Штрафы за оборот шуб без маркировки могут доходить до 300 тыс. руб., а уголовная ответственность предусматривает лишение свободы сроком вплоть до шести лет со штрафом до 1 млн руб.
Пока до конца не ясно, как будет реализована идея с обувью. Если в стоимости шубы за 20 тыс.–100 тыс. руб. цена чипа практически незаметна, то для пары кожаной обуви за 10 тыс. чип становится более значительным, а для спортивных тапочек за 500 руб. может стать критическим.
Сегодня чипы, или, как их официально называют, контрольные (идентификационные) знаки, выпускаются Гознаком и бесплатно раздаются участникам проекта, разместившим заявку на специальном информационном ресурсе, оператором которого является ФНС России. Бизнесменам тем не менее придется раскошелиться: в одном из интернет-магазинов корреспонденту «НГ» сообщили, что шубный маркиратор попроще стоит 100 тыс. руб., а более сложная конструкция – все 250 тыс. руб.
К тому же чисто физически обуви больше, чем шуб. В 2013 году, по данным Росстата, в РФ было произведено 118 млн пар, но в связи с кризисом объемы стали падать, в 2014-м выпустили уже 109 млн, в 2015 году – 91,7 млн. За январь–май 2017 года выпущено 38,9 млн пар обуви, это на 7,3% больше, чем за тот же период 2016 года. Таким образом, прежде чем получить выгоду, кто-то должен будет заплатить за почти 200 млн чипов и обувные маркираторы.
«Опыт маркировки меховых изделий доказал свою эффективность, так что в дальнейшем маркировочный ассортимент товаров легпрома и другой продукции массового спроса будет расширяться, – высказал «НГ» уверенность исполнительный директор «Союзлегпрома» Игорь Ульянов. – Маркировка обуви в рамках ЕАЭС позволит сокращать сравнительно высокую долю обувного контрафакта, которая достигает как минимум 20%. Мы не считаем, что малый и средний производственный бизнес в обувном сегменте сориентирован главным образом на контрафактную продукцию. Поэтому, на наш взгляд, безосновательно подозревать маркировку в том, что она является средством передела рынка и соответственно усиления недобросовестной конкуренции».
«Для того чтобы система эффективно работала, потребуется создание специального методического центра, а также формирование отраслевого реестра легальных производителей и поставщиков товаров, – сказал «НГ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Также есть предложение продавать маркированные вещи только при переходе с единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на упрощенную систему налогообложения (УСН). Это будет влиять на величину дохода, а следовательно, и на размер налога, что приведет к дополнительным доходам бюджета. Однако это и минус инициативы – она станет причиной увеличения административной нагрузки на бизнес, что может сильно ударить по субъектам среднего и малого предпринимательства».
«На этапе внедрения маркировки государство оценивало возможные результаты гораздо скромнее», – сказал «НГ» председатель Российской ассоциации экспертов рынка ретейла (РАЭРР) Андрей Карпов. По мнению эксперта, эта мера не создает препятствий участникам рынка. «Скорее всего и стоимость обуви не увеличится прежде всего из-за экономической ситуация в стране. В контроле будут участвовать как государственные органы – ФТС, ФНС, Роспотребнадзор, – так и сами потребители, которые захотят проверить легальность происхождения своей покупки», – сказал Карпов.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая участвовала в разработке и запуске пилотного проекта по маркировке товаров из натурального меха контрольными знаками, «НГ» сообщили, что до запуска системы доля нелегальных шуб на общем рынке ЕАЭС оценивалась в 80%. В 2016 году доля легального товара увеличилась в шесть раз по сравнению с 2015 годом. Вместе с тем практика реализации пилотного проекта выявила немало проблем, технических и юридических пробелов, нестыковок, решение которых потребует времени.