Новому «Северному потоку» придется преодолеть сопротивление и Еврокомиссии, и экологов. Фото РИА Новости
Вокруг нового российского газопровода в Европу сгущаются тучи. С претензиями на контроль за проектом «Северный поток – 2» (СП-2) выступила Еврокомиссия, которая получила некий мандат на переговоры с «Газпромом» и российскими властями. Заинтересованные в проекте Германия и Россия защищают «Северный поток – 2» как самый дешевый способ доставки российского газа в Европу. Но у СП-2 есть и серьезные противники, которые хотели бы остановить строительство или осложнить его дополнительными политическими требованиями. От России, в частности, требуют сохранить отчисления Украине за газовый транзит. Готовят свои претензии к СП-2 и защитники природы, которые увидели негативное влияние СП-2 на краснокнижную фауну и флору.
РФ должна изучить запрос Еврокомиссии (ЕК) о получении мандата стран ЕС на переговоры по «Северному потоку – 2», заявил в конце прошлой недели министр энергетики РФ Александр Новак. Он пообещал, что СП-2 будет обсуждаться на встрече с вице-президентом Еврокомиссии по Энергосоюзу Марошем Шефчовичем в конце августа – начале сентября. Ранее Еврокомиссия направила запрос Совету ЕС о получении мандата на проведение переговоров с РФ для создания специальной юридической базы, на основе которой, по мнению ЕК, должен работать будущий газопровод «Северный поток – 2».
Однако принадлежащая «Газпрому» компания Nord Stream 2 распространила вчера заявление для прессы, в котором отвергаются претензии ЕК на утверждение особого юридического режима для СП-2. В Nord Stream 2 утверждают, что в международном соглашении между ЕС и РФ по проекту «Северный поток – 2» нет никакой необходимости, поскольку в Европе уже существует всеобъемлющая правовая база для подобных «импортных» трубопроводов. Претензии Еврокомиссии на регулирование СП-2 называют политически мотивированными. К тому же попытки евробюрократии навязать особый правовой режим для отдельно отобранных проектов создают правовую неопределенность и создают риски для инвесторов.
Обвинения в политически мотивированных требованиях имеют под собой серьезные основания. Ведь европейцы фактически требуют от России сохранить финансирование Украины – как будто для этих требований есть какие-либо экономические или юридические основания. Лидеры некоторых европейских стран открыто заявляют, что ищут способы борьбы с СП-2. А спикер Верховной рады Андрей Парубий выехал в США, где, по его словам, собирается обсуждать с американцами проблему проекта СП-2, который якобы создает угрозу безопасности в Европе.
Отдельный список претензий готовят и защитники природы. В Европе на пути «русской трубы» встают немецкие фермеры. А в России встревожились экологи: новый маршрут трассы СП-2 может задеть уникальный Кургальский заказник, что в Ленинградской области.
В прошлом году в Кургальском заказнике экологи обнаружили гнездо орлана-белохвоста – редкой хищной птицы, занесенной в Красную книгу. Но радовались этой находке не долго. Дело в том, что всего в 50 м от гнезда пройдет трасса газопровода «Северный поток – 2». Хуже того, строительство предполагает сплошную вырубку деревьев в полосе 85 м. Так что после начала стройки гнездо будет либо уничтожено, либо чуткие к беспокойству птицы просто улетят.
Газопровод длиной около 4 км разрежет южную оконечность заказника, которая считается особо ценной. Большая его часть – это старые леса, реликтовая дюна, уникальное болото Кадер. Именно там обитает масса краснокнижных видов животных и растений. В заказнике – 250 видов птиц, и помимо орлана-белохвоста это не менее редкие беркуты, сапсаны, чернозобые гагары. Здесь, на одноименном полуострове в 45 км от Кингисеппа, а также на островах и акватории Финского и Нарвского заливов, Лужской губы, расположены места массового пролета и гнездования птиц, которые мигрируют в глобальном масштабе из Северной Сибири в Западную Европу и Африку. Это уникальная земля: с послевоенных времен и до 90-х годов она оставалась закрытой приграничной территорией, поэтому там в течение 50 лет сохранялся «режим тишины», именно поэтому ее облюбовали птицы, даже образовалось лежбище тюленей.
Для полноты картины нужно сказать, что до сих пор этот заказник был особо охраняемой природной территорией, его защищают две международные конвенции – о защите морской среды района Балтийского моря и о водно-болотных угодьях.
Проблема вышла уже на международный уровень, экологов пригласили рассказать о проблеме Кургальского заказника на французское радио RFI. Представители Greenpeace России Владимир Чупров и Михаил Крейндлин выразили мнение, что прокладка «Потока» через заказник вероятна на 50%.
По данным экологов, изначально планировалось, что СП-2 пройдет параллельно «Северному потоку – 1». С этим вариантом никто не спорил. Но позже «Газпром» и его оператор, компания Nord Stream 2, заявили, что проложить трубу параллельно существующему газопроводу не получится, поэтому они выбрали путь через Кургальский заказник.
«Вызывает сомнения, что такие планы вообще существуют: проложить маршрут трубы по территории заповедника – это противоречит как современному российскому, так и международному природоохранному законодательству и уж точно не пройдет незамеченным, – заявил «НГ» профессор Российского экономического университета им. Плеханова Иван Потравный. – В апреле 2017-го президент Владимир Путин утвердил Стратегию экологической безопасности РФ до 2025 года, в которой ставится задача проведения стратегической экологической оценки проектов с точки зрения воздействия на окружающую среду. Очевидно, что обоснование проекта «Северный поток – 2» с учетом его международного статуса пройдет в обязательном порядке. Пока можно говорить о том, что создается общественная дискуссия, которая формирует однозначно неблагоприятное мнение по отношению к данному проекту.
Крейндлин пояснил «НГ», что это уже не первый случай в РФ, когда газопроводы строятся на охраняемых территориях. «Северный поток – 1» прошел через заказник «Раковые озера». Правда, там труба прошла в коридоре уже существовавшего газопровода. Такая же ситуация с вариантом прокладки газопровода «Северный поток – 2» через мыс Колганпя, где он затрагивает Котельский заказник. Компания Nord Stream 2 доказывает, что вариант прохода через Кургальский заказник более экологичен. Однако через Котельский уже проложены нефтепровод, железная дорога, ЛЭП. Прокладка в этом коридоре еще одного газопровода повлияет на состояние природных комплексов несущественно.
Эколог подчеркивает, что режимом заказника прямо запрещено строительство магистральных газопроводов. Поэтому, чтобы его построить, придется или менять режим заказника, или вообще менять закон, чего, по мнению Крейндлина, и пытается добиться Nord Stream 2.
Задержка со строительством газопровода может случиться не только по вине российских экологов и сторонников переноса маршрута из охраняемой территории. В эти же дни стало известно, что фермеры немецкого острова Рюген также могут серьезно осложнить «Газпрому» задачу. Землевладельцев, чьи угодья Nord Stream 2 планирует использовать для прокладки трубы, не устроили предложенные варианты компенсации. Из-за трубы фермеры не смогут выращивать пшеницу, рапс, ячмень и сахарную свеклу, а их земли станут пастбищами.Поддержку фермерам острова Рюген высказали не только местный природоохранный союз, но и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Однако представитель Nord Stream 2 Штефан Эбберт высказал уверенность, что «компания сможет найти решения в деловом и конструктивном диалоге с собственниками и арендаторами земли на острове». По его словам, диалог будет вестись столько, сколько потребуется, чтобы договориться с собственниками земель.
«Когда строился первый «Северный поток», американцы предпринимали массу усилий для того, чтобы его заблокировать. И через финнов пытались зайти, и через шведов, и через Прибалтику. При этом основным аргументом выступала забота об экологии, – пояснял ситуацию СМИ политический эксперт Леонид Крутаков.
В пресс-службе компании «Nord Stream 2» «НГ» рассказали, что маршрут через Нарвский залив является результатом 5-летней работы, и он предложен компанией, поскольку окажет наименьшее экологическое и социальное воздействие по сравнению с другими вариантами.
«Мы начали первый этап обсуждения российского участка проекта и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) по российскому законодательству, сам проект ОВОС еще разрабатывается и будет представлен на общественное обсуждение летом 2017 года».
В компании подчеркнули, что опыт реализации первого «Северного потока» поможет не только оценить, минимизировать и компенсировать все экологические воздействия в соответствии с международными стандартами, но и в конечном итоге достичь улучшения экологических характеристик Кургальского заказника. «Мы разрабатываем комплекс природоохранных мер, а также дополнительно экологических и социальных инициатив для района Кургальского полуострова, с бюджетом в десятки миллионов евро», – сообщила «НГ» пресс-служба «Nord Stream 2».
«Возможность прохождения маршрута газопровода через заказник и планы по изменению положения о заказнике могут настораживать, поскольку очень вероятно развитие событий, при котором заказник просто лишится части территории – как бы никогда ему и не принадлежавшей и ошибочно ему приписанной. Официально это будет представлено как уточнение территории. Если территория заказника все же будет затронута, то это приведет к негативным последствиям для него, поскольку это не просто уменьшение территории, а масштабное строительство, которое может сильно ударить по природному комплексу и всем его обитателям», – сказал «НГ» управляющий партнер консалтинговой компании Kirikov Group Даниил Кириков.
А партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин не сомневается, что труба ляжет там, где удобно «Газпрому». Создается впечатление, что на крупнейшие госкомпании экологическое законодательство не распространяется. Еще один пример спорного строительства – газопровод «Алтай», по которому планировалось поставлять газ в Китай. «Трасса проходит через плато Укок в приграничном с Китаем Кош-Агачском районе Республики Алтай, которое является священным для алтайцев местом по религиозным соображениям, а кроме того там обитает снежный барс и другие редкие виды животных. Их спасает только то, что китайцы решили ограничиться пока поставками газа по другому газопроводу – «Сила Сибири», – сказал «НГ» Крутихин.