0
8895
Газета Экономика Интернет-версия

01.06.2017 00:01:00

Советские ГОСТы помогают обманывать покупателей

Тэги: товары, гост, госстандарт, рекламный трюк, маркетинг, роскачество


товары, гост, госстандарт, рекламный трюк, маркетинг, роскачество Очень часто «сгущенка» прикидывается сгущенным молоком. Фото Интерпресс/Photoxpress.ru

На российских товарах все чаще появляется указание на соответствие государственным стандартам (ГОСТ). Сегодня почти 40% всех российских товаров имеют на упаковке слово «ГОСТ». Однако на самом деле это лишь рекламный трюк. Треть товаров с указанием ГОСТа его требованиям явно не соответствуют. О таких результатах выборочной проверки сообщили в автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (Роскачество). Впрочем, соблюдать ГОСТ производители вовсе не обязаны, напоминают эксперты. Роскачество – это одна из множества правительственных и околоправительственных структур, которые претендуют на участие в контроле потребительских товаров.

Популярность использования ГОСТа в качестве элемента упаковки товаров в самом Роскачестве объясняют маркетинговым ходом. «Авторитет термина «ГОСТ» сегодня в России очень высок, поэтому нанесение его на упаковку всегда способствует улучшению продаж. По данным наших исследований, около 40% товаров в маркировке имеют ГОСТ, при этом треть товаров, «сделанных по ГОСТу», ему не соответствуют», – цитирует главу Роскачества Максима Протасова РИА Новости. Автономная некоммерческая организация «Роскачество» была учреждена правительством в 2015 году для проведения независимых исследований качества товаров на полках российских магазинов.

Самыми качественными или неподделываемыми товарами оказались подсолнечное масло, мука и крупы, комментируют контролеры результаты своих проверок. А самыми подделываемыми продуктами, судя по исследованиям, оказались сгущенное молоко, шоколад и квас. К примеру, по оценкам того же Роскачества, треть продающегося в России сгущенного молока – это подделка. «В настоящем сгущенном молоке могут быть только молоко и сахар. Если же к молоку добавляются крахмал и растительные жиры, то это уже не сгущенное молоко, а молокосодержащий продукт», – настаивают некоммерческие контролеры.

«Треть кваса, продающегося в российских магазинах, на самом деле является газированным напитком с искусственными добавками», – показало мартовское исследование Роскачества. Натуральный же квас по ГОСТу должен быть приготовлен из сусла – ячменного или ржаного солода, ржаной муки или кукурузы, воды, сахара, дрожжей и молочнокислых бактерий путем естественного брожения. «Треть исследованных образцов приготовлены не путем натурального брожения, а с помощью искусственной газации или содержат искусственные добавки», – поясняли эксперты, подчеркивая, что такой способ изготовления не нарушает законодательство, «если квас выпущен по собственным техническим условиям производителя».

Покупатели молочного шоколада также часто оказываются жертвами обмана. В ходе исследования молочного шоколада эксперты выяснили, что в четверти случаев потребитель рискует купить ненатуральную сладость. 

Очевидно, такая путаница возникает из-за того, какие именно стандарты использует производитель при выпуске своей продукции. ГОСТ – это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение. Система ГОСТов была разработана и запущена еще в СССР. Однако в современной России ГОСТ носит добровольное применение, за исключением ряда областей. В то время как обязательным требованием к производителям является соблюдение технического регламента, регулирующего в первую очередь безопасность товара, но не его состав или технологию производства. ГОСТ же предполагает определенную технологию производства (как в случае с квасом) или составом (как в случае с шоколадом или сгущенным молоком). В то время как по техническим условиям и по техническому регламенту это не будет нарушением. При этом технические условия формирует сам производитель, то есть в отличие от ГОСТа может быть добавлены в изделие другие комплектующие (составляющие) которые существенно не влияют на свойства изделия, но могут придавать ему другие качества. А раз нарушается то, что необязательно к соблюдению, то и наказание за это, очевидно, носит необязательный характер.

На сегодняшний день использование аббревиатуры ГОСТ – это самый беспроигрышный маркетинговый ход при реализации продукции потребителям, говорят эксперты «НГ». «Однако недостаток регулирования в этом отношении размывает ценность ГОСТа как бренда и снижает доверие к маркировке со стороны потребителей. В законодательстве РФ за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований госстандартов предусмотрена административная ответственность. И обычно речь идет о несущественных для бизнеса суммах в пределах 1тыс. – 50 тыс. руб. Очевидно, что нынешнее регулирование недостаточно и провоцирует нарушения», – полагает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.

«В отличие от техрегламентов требования соответствия большинства товаров  на розничном потребительском рынке именно ГОСТам отсутствует. То есть в абсолютном большинстве случаев производитель сам для себя решает, должна ли его продукция выпускать в соответствии с ГОСТом, соответствовать которому достаточно сложно и, главное, затратно, или нет. Совсем другой вопрос, что соответствие ГОСТам чаще всего остается лишь на бумаге, а чаще – на упаковке товара, в то время как сам товар стандартам не отвечает вовсе», – продолжает исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов.

В Роскачестве свою основную роль видят в информировании производителей и потребителей о качестве и составе продуктов. Причем можно сделать вывод, что предпочтение отдается производителю. «Наши коллеги из аналогичных Роскачеству международных институтов в вопросе открытости перед производителями и торговыми операторами нас не всегда поддерживают. Своим единственным судьей они считают потребителя и сразу публикуют результаты исследований. Нам же ... важно продемонстрировать открытость. После проведения исследований, но до оглашения результатов мы обязательно сообщаем производителю и торговым сетям о результатах испытания их товаров, а также о том, где они были приобретены и как исследовались», – рассказывает глава «Роскачества», поясняя, что таким образом производителю дается время «исправиться». В ответ на это лишь 15% производителей, получивших за последний год информацию от Роскачества, «сообщили о проведенных корректирующих мероприятиях  – изменении рецептуры, оборудования, замены маркировки». Повторные же проверки по тем же категориям товаров будут проведены спустя два-три года.

Помочь в борьбе с несоответствующей стандартам продукции должно введение Национальной системы стандартизации – фактически еще одного органа по проверке на соответствие стандартам качества. Проект был запущен только 15 мая под эгидой подконтрольного Минпромторгу Росстандарта (организации, отвечающей за стандартизацию и техническое регулирование). Что примечательно, проверяться будет та продукция, которую захочет проверить сам производитель. Пока что проект стартует в семи регионах, а со следующего года начнет действовать на всей территории РФ.

При этом участие в сертификации останется добровольным. «При плановой экономике проблема соблюдения требований ГОСТов при производстве продукции решалась за счет обязательности их применения. Мы к этому возвращаться не собираемся, поскольку живем в другое время и в условиях иной экономики. Проект НСС представляет собой рыночный механизм, который не допустит ущемления прав и интересов бизнес-сообщества. Он позволит защитить права потребителя, доверяющего качеству продукции с указанием ГОСТа», – рассказывал глава Минпромторга РФ Денис Мантурова.

Еще в одной структуре по проверке качества товаров – Росконтроле «НГ» сообщили о том, что доля фальсифицированных товаров остается неизменной. «Меняются способы фальсификации товаров с учетом достижений науки, ресурсов контролирующих органов, динамики цен на сырье и используемых для фальсификации ингредиентов, но общая доля фальсифицированных товаров остается не менее 50%», – указал директор департамента НП «Росконтроль» Максим Рудаков.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1612
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1120
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1303
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1351

Другие новости