Денис Мантуров ищет средства на программу продовольственной помощи малоимущим. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
Продовольственная помощь малоимущим в РФ – это лишь способ освоения бюджетных средств. Для программы продуктовых карточек лоббисты уже требуют из казны 300 млрд руб. ежегодно. А продовольственная помощь без участия бюджета в правительстве РФ мало кого интересует. Между тем в Европе малоимущие могут получить продовольствие без распила государственного бюджета. Во Франции, например, законодательно запрещена утилизация продовольствия из крупных магазинов. И это стимулирует раздачу еды бедным через торговые сети. В России же, напротив, чиновники внимательно следят за отчетами по утилизации продовольствия. А почти 20 млн малоимущих россиян остаются без обещанной властями помощи.
По данным социологов, около 67% жителей России (около 98 млн человек) в 2016 году экономили на продуктах, в том числе 27% – существенно. Это следует из опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), результаты которого были опубликованы во вторник. Чаще всего, по данным центра, экономят люди пенсионного возраста (34%) и жители крупных городов (34%). Опрос не выделял малоимущих, но представляется, что именно эта категория граждан, доходы которых ниже минимального прожиточного уровня, экономят на продуктах активнее других.
Уже не первый год правительство думает, как помочь этим людям, которых немало в нашей стране. «Программа продовольственной помощи малообеспеченным россиянам может охватить до 19 млн человек», – сообщил на днях первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов.
Минпромторг несколько лет назад выступил с предложением создать в РФ систему дополнительного питания для малообеспеченного населения.
Ведомства давали разные оценки затрат на эту программу – от 15 млрд до 300 млрд руб. в зависимости от количества участников и величины выплат.
Сегодня, по словам Хатуова, «около 25 млн человек питаются с привлечением или за счет бюджетных средств в учреждениях социальной сферы: образования, здравоохранения и социальной защиты». Если заработает программа доппитания для 19 млн граждан, то окажется, что бюджет кормит 44 млн человек, то есть почти треть из 146,8 млн россиян.
Препятствием для запуска программы в федеральном масштабе является нехватка средств в бюджете, о чем в начале апреля говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако в мае глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что правительство продолжает изучать возможные источники финансирования программы.
В пресс-службе Минпрома «НГ» сообщили, что «с Минфином достигнута принципиальная договоренность о запуске программы». То есть речь идет только о сроках ее реализации и источниках финансирования.
«Социально незащищенные категории граждан будут получать из федерального бюджета на специальную карту – продовольственный сертификат платежной системы «Мир» – определенную сумму денег, на которую можно будет купить широкий набор отечественных продуктов питания, кроме алкоголя, чипсов, сигарет, газировки».
Бесплатная раздача капусты во Франции. Фото Reuters |
Купить эти продукты, как пояснили в министерстве, можно будет не в каких-то специальных магазинах, а в любой торговой точке, которая оснащена системой приема банковских карт, и даже на рынках и ярмарках. Точно так же любой российский производитель сможет заявить производимые им продукты для участия в этой программе. «Мы никак не будем ограничивать потребителя в выборе товара и торговых точек, где он желает покупать продукты». Реализация программы, по мнению министерства, даст огромный толчок российской экономике. «На один рубль вложенных средств прибавка ВВП составит около 1,9 руб. Поддержку получат сразу несколько отраслей экономики: производство отечественных продуктов питания, логистика и транспорт, розничная и оптовая торговля, производство сырья для пищевой промышленности, сельское хозяйство, сервисы и производства, обслуживающие товародвижение».
В пресс-службе Минсельхоза «НГ» сообщили, что поддерживают программу, потому что она позволит сформировать дополнительный гарантированный спрос на отечественные продукты питания. Было бы странным, если бы не поддерживали, ведь речь идет о перераспределении миллиардов бюджетных рублей.
Странно другое, что при падающих уже третий год подряд доходах населения (почти на 10% с 2014 года), резком росте малоимущих (с 12 млн в 2012-м до нынешних 19 млн), резком сокращении потребительских расходов на питание правительство годами готовит программу поддержки, ссылаясь на нехватку бюджетных средств. Но ведь не все программы обязательно завязаны на бюджетные средства, тем более такие (300 млрд руб!).
Во Франции, например, в марте просто приняли закон, который запретил супермаркетам уничтожать просроченные продукты, а обязал бесплатно отдавать нераспроданную еду благотворительным организациям.
Европейский опыт (а Франция не единственная страна, где просроченные продукты передаются малоимущим) вызывает симпатию хотя бы готовностью политиков, бизнеса и благотворителей помочь людям. В России, к сожалению, на наш вопрос различным организациям о возможности организовать продовольственную помощь нуждающимся без бюджетных вливаний мы получили достаточно сухое подтверждение, например от Роспотребнадзора, что в настоящее время, согласно действующему законодательству, реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности запрещена. Хотя для многих экспертов не секрет, что у нас просроченные продукты практически не попадают в утилизацию, а списанное продовольствие так или иначе потребляется населением (см. «НГ» от 29.03.16).
В некоторых странах проблему пытаются решить просто за счет создания информационной площадки. В Германии, Австрии и Швейцарии пользуются интернет-платформой Foodsharing.de. На сайте частные лица, ретейлеры и производители могут предлагать или забирать продукты питания с истекшим сроком хранения. Участвуют как крупные торговые сети, так и отдельные магазины, рестораны, отели и пекарни. Все волонтеры проекта подписывают правовое соглашение, которое освобождает предприятия от ответственности и обязывает волонтеров распределять еду исключительно бесплатно.
«Правительство РФ избирательно относится к предложениям о продовольственной помощи малоимущим, отсекая аналогичные инициативы оппозиционных партий, – сказал «НГ» депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов. – Проблема в том, что такая помощь со стороны правительства носит точечный и пожарный характер, как правило, она приурочивается к значимым для власти событиям, например выборам. Системные же предложения отвергаются по причинам «нехватки средств». Михаил Щапов считает, что правительству лучше что-то сделать с экономикой, чтобы количество малоимущих сокращалось за счет повышения доходов населения, однако приветствует любую помощь малоимущим. «Внебюджетная продовольственная помощь – это благотворительность. Она может и должна регулироваться законодательством, но будет более правильно, если федеральные власти займутся своей сферой полномочий – поддержкой малоимущих за счет бюджета. Создание системы персональных счетов для адресной поддержки – это логичное решение, но важен контроль за системой со стороны общественности и депутатского корпуса. Вознаграждение банкам за обслуживание такой системы из госбюджета должно быть в разумных пределах, на уровне рынка или ниже. Чтобы не получилось как с «Платоном»: оператор частный, и куда идут собранные средства – не ясно, какая часть средств остается оператору – сказать сложно».