Премьер-министр обозначил общие принципы преодоления стагнации. Фото Михаила Метцеля/ТАСС
В конце прошлой недели премьер РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства на 2017–2025 годы. Каких-либо конкретных предложений по ускорению экономики до темпов выше среднемировых премьер не назвал. В плане «много различных предложений», уточнил он. До конца мая свои предложения по ускоренному росту направят президенту и остальные экспертные группы. Предполагается, что все самые привлекательные идеи лягут в основу единой стратегии страны на следующий президентский срок. Однако граждане вряд ли увидят новую стратегию до старта президентской кампании-2018, предполагают эксперты.
Комплексный план действий правительства до 2025 года должен вывести российскую экономику к 2020 году на темпы роста выше среднемировых. Разработку такой стратегии президент Путин поручил кабинету министров в декабре в своем Послании Федеральному собранию.
«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план – это общие подходы к тому, как могут развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год», – сказал Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что «это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».
В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее сообщил, что подготовленный правительством проект плана развития экономики до 2025 года должен обеспечивать предсказуемость экономических условий как для ведения бизнеса в России, так и для жизни граждан. Ключевым же фактором для ускорения темпов роста должна стать тема увеличения производительности труда.
В феврале Дмитрий Медведев представлял несколько основных направлений своего плана. Так, по словам премьера, одной из главных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. Еще один блок мер касается повышения эффективности в сфере занятости. Третьей важнейшей задачей глава правительства назвал создание умной экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологий.
Кроме кабинета Медведева над стратегией страны работают и некоторые экспертные группы. «Но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений», – сказал президент РФ. Он предложил премьеру обсудить идеи правительства, а после того как будут поступать материалы от экспертных групп, принять окончательный вариант.
«Когда от наших коллег из экспертных групп будут поступать их материалы, мы еще с вами внимательно все посмотрим и сделаем выводы о том, что является наиболее перспективным, интересным и наиболее целесообразным с точки зрения использования, применения для достижения максимального эффекта», – пояснил глава государства. А Медведев, в свою очередь, сообщил, что правительство «находится в прямом контакте» с экспертами и «обсуждает разные предложения».
Эксперты Центра стратегических разработок свой план экономического роста обещают представить до конца месяца. Фото с сайта www.csr.ru |
План действий правительства по ускорению экономического роста не единственный. К примеру, Столыпинский клуб презентовал свою «Стратегию роста» еще в конце февраля. Как следует из предложений столыпинцев, экономика нуждается в долгосрочном кредитовании, в снижении кредитной ставки, а также в умеренно низком курсе рубля до 2019 года. «Еще одним фактором является поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес и в других отраслях», – указывал один из авторов стратегии бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. «НГ» от 31.03.17). Кроме того, в Столыпинском клубе высказывались и за заморозку всех монопольных тарифов на два года, а также изменение системы тарифного регулирования в стране (см. «НГ» от 30.03.17).
Помимо Столыпинского клуба разработкой программы по ускорению экономики РФ занимается и Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Однако в отличие от столыпинцев ЦСР свою программу обнародовать не планировал. Но после критических замечаний Путина ситуация изменилась. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение», – заявил Путин (см. «НГ» от 17.05.17).
Теперь Кудрин обещает представить свой труд в конце мая. «Президенту мы представим ее в мае, в конце мая. Соответствующее совещание будет в ближайшие дни объявлено», – обещал Кудрин. И, по его словам, в новой стратегии будут затронуты вопросы социального развития, ценностей общества, судебно-правоохранительной системы, интеграции РФ в международные программы. При этом он добавил, что по важным блокам программы ЦСР будет проводить публичные широкие обсуждения. А публикация доклада будет идти поэтапно. До этого обсуждение стратегии шло среди профессионалов в закрытом режиме.
Пока же никаких ясных планов по выводу страны из стагнации граждане не видят. Если только не считать традиционный рецепт Кудрина – сократить выплату пенсий. Почему это приведет к ускорению экономического роста, глава ЦСР не объясняет.
Между тем многие эксперты сомневаются в возможности РФ выйти на темпы роста ВВП выше 3,6% – то есть выше среднемировых. «На самом деле все полезные рецепты есть в программах «оппозиционных» партий: реформа судебной системы и обеспечение независимости судей. Радикальная реформа бюрократического аппарата, сокращение его численности. Меры по сглаживанию огромного социального неравенства. По данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности в РФ находились 15,7% населения, и это ведь проблема не только этих 15,7%, это проблема всего общества», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Интересно также, как в программе правительства может быть обозначена задача обеспечения политической конкуренции в обществе. «Это фундаментальная проблема, в решении которой можно было бы продвинуться за 20–30 лет. И на базе этого прогресса можно было преодолеть и другие препятствия – как это уже было в европейских странах», – считает эксперт. А рост темпами выше среднемировых означает, что у нас должна быть инновационная экономика, продающая технологии, а не ресурсы. «Вместо этого мы сегодня вводим бюджетное правило, из которого совершенно ясно, что есть цена нефти, и от того, выше она 40 долл. или ниже, зависит огромная доходная часть бюджета», – напоминает Лукашов.
Таких мер, которые позволили бы вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, сегодня попросту нет, говорит директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. «Санкции сохраняются. Сохраняются низкие цены на нефть. Не преодолены структурные проблемы. Чудес в таких условиях не бывает. Поэтому при сохраняющихся ограничениях результативность любых предложений чиновников будет низкой», – уверен экономист. По его прогнозам, экономика РФ так и будет «топтаться возле нуля».
На это же указывает и консенсус-прогноз, которые готовит Центр развития Высшей школы экономики. Темп роста ВВП будет ниже 2%, по крайней мере вплоть до 2023 года, соглашаются все прогнозисты.
Затянувшаяся проработка будущей стратегии связана с симптоматичным откладыванием встречи президента с народом во время «Прямой линии», не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Напомним, в конце марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что очередная «Прямая линия» пройдет позже апреля, но «раньше августа». Перенос сроков он связал с графиком Владимира Путина. В таком формате глава государства общается с гражданами с 2001 года. Некоторые эксперты перенос «Прямой линии» связали с текущей неготовностью Кремля к президентской кампании-2018. «Образ кампании еще только создается. Неясно, какие будут вехи и какой будет стратегия. Основные мазки будут ясны к лету, тогда и логично проводить «Прямую линию», – рассуждал в СМИ политолог Андрей Колядин.
«На «Прямую линию» в этом году можно выходить только с темами президентской кампании, а они пока не определены», – соглашался политолог Константин Калачев.
И не факт, что более подробные очертания экономической стратегии появятся до проведения «Прямой линии» с президентом. «Стратегия развития экономики – это план будущего президентства», – говорит Игорь Николаев, полагая, что летом такую стратегию обнародовать еще рано. «Ранняя публикация может быть воспринята как фальстарт», – отмечает Николаев.