0
38011
Газета Экономика Интернет-версия

19.05.2017 00:01:00

Китай обкладывает РФ скоростными железными дорогами

Тэги: белоруссия, скоростная магистраль, китай, кредит


белоруссия, скоростная магистраль, китай, кредит Конкурировать с китайцами в строительстве скоростных магистралей россияне уже не могут. Фото сайта www.news.cn

Белоруссия готова отдать свою территорию под скоростную китайскую железную дорогу из Европы до Минска с возможным продлением вплоть до Смоленска. Об этом заявил министр экономики Белоруссии Владимир Зиновский по итогам визита в КНР. Белоруссия в целом выгодна Китаю, так как это прекрасный хаб на пути в ЕС, соглашаются эксперты. Кроме того, реализация такого проекта может потенциально повлиять и на уже позабытый проект по строительству ВСМ Москва–Казань.

Как сообщают китайские СМИ, проект белорусской высокоскоростной магистрали и условия участия в нем китайской корпорации обсуждались 16 мая на встрече белорусской делегации с руководством Китайской железнодорожной строительной корпорации (CRCC). Планируется, что участок высокоскоростной железной дороги пройдет от границы Белоруссии с Евросоюзом до Минска и от Минска до границы с Россией.

Цена китайской дороги в Белоруссии пока не названа. Но, судя по расценкам линии Москва–Казань магистраль от Бреста до Смоленска может стоить около 17 млрд долл. А ВСМ Брест-Минск будет примерно вдвое дешевле. Профинансировать этот проект Белоруссия не в состоянии. И ей скорее всего будет предложен льготный китайский кредит. Не исключена и более хитрая комбинация: китайцы могут использовать белорусскую ВСМ как инструмент давления на РФ, от которой добиваются согласия профинансировать китайскую магистраль Москва–Казань.

Между тем Пекин сегодня готов щедро кредитовать Беларусь. На встрече с китайской делегацией тот же Владимир Зиновский подписал соглашение о предоставлении правительством КНР правительству Республики Беларусь «технико-экономической помощи в размере 300 млн китайских юаней для подготовки и реализации этапов проекта «Строительство социального жилья». Готовы вкладывать китайцы и в модернизацию белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В частности, 16 мая председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко в Пекине в рамках форума «Один пояс – один путь» заявил о том, что Китай может выделить кредит Минску. Предположительно речь идет о сумме в 1 млрд долл.

Ранее Китай щедро давал деньги на сомнительные стройки по всему миру и финансировал заведомо убыточные проекты вроде железной дороги Пекин–Лхаса, напоминает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Пока белорусские чиновники приветствуют участие Поднебесной в строительстве инфраструктуры и иных социальных объектов, «в том числе за счет технико-экономической помощи КНР». «Наша страна высоко заинтересована в профессиональных компаниях, готовых привлечь на взаимовыгодной основе финансовые ресурсы для реализации проектов в Беларуси», – указал Зиновский, пригласив китайские компании принять участие в проектах не только в качестве подрядчиков, но и путем вхождения в капитал и вложения инвестиций.

Отметим, что CRCC должна была участвовать в проекте ВСМ Москва-Казань общей стоимостью 1,3 трлн руб. (см «НГ» от 25.07.16). Строиться же магистраль, как сообщалось, должна была исключительно с использованием китайских технологий и оборудования, но за российские деньги. При этом предполагается, что роль российских компаний будет сугубо вспомогательной. Правда, пока проект ВСМ Москва–Казань все еще остается чисто «бумажным». А в РЖД лишь заявляют, что «ВСМ будет запущена до 2022 года».

«Если белорусский проект будет реализовываться, то финансирование может быть организовано несколькими способами, и скорее всего это будут заемные средства», – рассуждает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Для магистралей в Белоруссии могут быть привлечены как деньги банков, в том числе китайских, так и ресурсы самой китайской корпорации. Не исключено, что Белоруссия предоставит часть средств в рамках проекта или выполнит часть работ за свой счет. Это может быть и взнос в уставный капитал будущей ВСМ», – перечисляет аналитик.

«У Белоруссии нет необходимого финансового потенциала для строительства ВСМ. Скорее можно будет говорить о привлечении китайских инвестиций с возможностью совместного использования ВСМ», – замечает завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. По мнению экономиста, скорее всего будет реализовываться схожий с Аргентиной или Чехией сценарий, где 80% капитала принадлежит КНР. «Финансироваться в этом случае такой проект может исключительно за счет китайских связанных кредитов. Своих средств в необходимых объемах у Беларуси нет, а Китай, работая в Беларуси, не рискует инвестировать и поэтому предпочитает именно связанные кредиты. При этом китайцев мало интересует экономический эффект проекта: он может «не взлететь», а деньги по кредитам все равно отдавать будут», – говорит старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб.

«Вряд ли Пекин возьмет на себя полное финансирование. Скорее всего кредитные ресурсы со стороны Китая составят около 30% от стоимости проекта», – предполагает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.

«Интерес Китая в данном проекте связан с практической возможностью «прорубить окно в Европу», – считает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Орлов. Кроме того,  участие китайской стороны в этом проекте может способствовать скорейшей реализации большого проекта по строительству ВСМ Москва–Пекин, частью которого является и участок до Казани.

Вряд ли Китай таким образом планирует принудить Россию вернуться к проекту Москва–Казань, сомневается Маслов. «Китай традиционно раздает свои предложения россыпью и работает с теми, кто первым на них откликнется. Те же, кто долго думает, остаются не у дел», – объясняет Маслов.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
730
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
904
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
914
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
736

Другие новости