Конкурировать с китайцами в строительстве скоростных магистралей россияне уже не могут. Фото сайта www.news.cn
Белоруссия готова отдать свою территорию под скоростную китайскую железную дорогу из Европы до Минска с возможным продлением вплоть до Смоленска. Об этом заявил министр экономики Белоруссии Владимир Зиновский по итогам визита в КНР. Белоруссия в целом выгодна Китаю, так как это прекрасный хаб на пути в ЕС, соглашаются эксперты. Кроме того, реализация такого проекта может потенциально повлиять и на уже позабытый проект по строительству ВСМ Москва–Казань.
Как сообщают китайские СМИ, проект белорусской высокоскоростной магистрали и условия участия в нем китайской корпорации обсуждались 16 мая на встрече белорусской делегации с руководством Китайской железнодорожной строительной корпорации (CRCC). Планируется, что участок высокоскоростной железной дороги пройдет от границы Белоруссии с Евросоюзом до Минска и от Минска до границы с Россией.
Цена китайской дороги в Белоруссии пока не названа. Но, судя по расценкам линии Москва–Казань магистраль от Бреста до Смоленска может стоить около 17 млрд долл. А ВСМ Брест-Минск будет примерно вдвое дешевле. Профинансировать этот проект Белоруссия не в состоянии. И ей скорее всего будет предложен льготный китайский кредит. Не исключена и более хитрая комбинация: китайцы могут использовать белорусскую ВСМ как инструмент давления на РФ, от которой добиваются согласия профинансировать китайскую магистраль Москва–Казань.
Между тем Пекин сегодня готов щедро кредитовать Беларусь. На встрече с китайской делегацией тот же Владимир Зиновский подписал соглашение о предоставлении правительством КНР правительству Республики Беларусь «технико-экономической помощи в размере 300 млн китайских юаней для подготовки и реализации этапов проекта «Строительство социального жилья». Готовы вкладывать китайцы и в модернизацию белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В частности, 16 мая председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко в Пекине в рамках форума «Один пояс – один путь» заявил о том, что Китай может выделить кредит Минску. Предположительно речь идет о сумме в 1 млрд долл.
Ранее Китай щедро давал деньги на сомнительные стройки по всему миру и финансировал заведомо убыточные проекты вроде железной дороги Пекин–Лхаса, напоминает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.
Пока белорусские чиновники приветствуют участие Поднебесной в строительстве инфраструктуры и иных социальных объектов, «в том числе за счет технико-экономической помощи КНР». «Наша страна высоко заинтересована в профессиональных компаниях, готовых привлечь на взаимовыгодной основе финансовые ресурсы для реализации проектов в Беларуси», – указал Зиновский, пригласив китайские компании принять участие в проектах не только в качестве подрядчиков, но и путем вхождения в капитал и вложения инвестиций.
Отметим, что CRCC должна была участвовать в проекте ВСМ Москва-Казань общей стоимостью 1,3 трлн руб. (см «НГ» от 25.07.16). Строиться же магистраль, как сообщалось, должна была исключительно с использованием китайских технологий и оборудования, но за российские деньги. При этом предполагается, что роль российских компаний будет сугубо вспомогательной. Правда, пока проект ВСМ Москва–Казань все еще остается чисто «бумажным». А в РЖД лишь заявляют, что «ВСМ будет запущена до 2022 года».
«Если белорусский проект будет реализовываться, то финансирование может быть организовано несколькими способами, и скорее всего это будут заемные средства», – рассуждает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Для магистралей в Белоруссии могут быть привлечены как деньги банков, в том числе китайских, так и ресурсы самой китайской корпорации. Не исключено, что Белоруссия предоставит часть средств в рамках проекта или выполнит часть работ за свой счет. Это может быть и взнос в уставный капитал будущей ВСМ», – перечисляет аналитик.
«У Белоруссии нет необходимого финансового потенциала для строительства ВСМ. Скорее можно будет говорить о привлечении китайских инвестиций с возможностью совместного использования ВСМ», – замечает завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. По мнению экономиста, скорее всего будет реализовываться схожий с Аргентиной или Чехией сценарий, где 80% капитала принадлежит КНР. «Финансироваться в этом случае такой проект может исключительно за счет китайских связанных кредитов. Своих средств в необходимых объемах у Беларуси нет, а Китай, работая в Беларуси, не рискует инвестировать и поэтому предпочитает именно связанные кредиты. При этом китайцев мало интересует экономический эффект проекта: он может «не взлететь», а деньги по кредитам все равно отдавать будут», – говорит старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб.
«Вряд ли Пекин возьмет на себя полное финансирование. Скорее всего кредитные ресурсы со стороны Китая составят около 30% от стоимости проекта», – предполагает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.
«Интерес Китая в данном проекте связан с практической возможностью «прорубить окно в Европу», – считает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Орлов. Кроме того, участие китайской стороны в этом проекте может способствовать скорейшей реализации большого проекта по строительству ВСМ Москва–Пекин, частью которого является и участок до Казани.
Вряд ли Китай таким образом планирует принудить Россию вернуться к проекту Москва–Казань, сомневается Маслов. «Китай традиционно раздает свои предложения россыпью и работает с теми, кто первым на них откликнется. Те же, кто долго думает, остаются не у дел», – объясняет Маслов.