Замминистра связи Михаил Евраев грозит революцией в ЖКХ. Фото РИА Новости
Каждая копейка коммунальных платежей во всех городах и поселках России будет учитываться в единой информационной системе. Все счета за коммунальные услуги должны быть внесены в новую информационную систему ЖКХ, а в противном случае их можно не оплачивать. Граждане РФ получат уникальные индивидуальные номера счетов для оплаты всех видов коммунальных услуг. Работу новой системы продемонстрировал вчера в Москве замминистра связи Михаил Евраев. Компьютерная революция в ЖКХ угрожает доходам посреднических расчетных центров, которые могут остаться без дела.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) уже работает, и пользоваться ею можно точно так же, как порталом государственных услуг, заявил вчера замминистра связи Михаил Евраев. До появления этой системы никто точно не знал, сколько в стране многоквартирных домов, сколько управляющих компаний и сколько денег им платят россияне. Новая ГИС, которая будет действовать через портал госуслуг, обещает не только полную прозрачность, но и будет предлагать услуги по оплате коммуналки. С июля всю страну обещают перевести на единую нумерацию, так называемый единый лицевой счет, который получат не только квартиры, но и организации. Благодаря этой мере, как сообщил Евраев, гражданин РФ сможет совершать платежи в любой финансовой организации страны, то есть счет за квартиру в тувинском Ак-Довураке можно оплатить хоть в Москве, хоть в белгородском Бирюче.
В системе, помимо прочего, поставщики услуг будут размещать информацию о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, а банки – сведения о совершенных коммунальных платежах. Система позволяет гражданам отправлять в электронном виде показания счетчиков и оплачивать услуги ЖКХ, она поможет контролировать все расходы управляющих компаний и ТСЖ, направлять туда и в надзорные органы, ресурсоснабжающие организации обращения и жалобы.
ГИС ЖКХ в пробном режиме была запущена еще летом 2016 года, но так как информацию для нее предоставляют местные органы самоуправления, регионы и участники рынка, то сейчас ее наполненность составляет в среднем 70–80%. Калмыкия, Мурманская область – среди передовиков. В этих регионах уже 100% информации отображается в системе. Отстают кавказские республики, Брянская и Ивановская области. В Минкомсвязи надеются, что к 1 января 2018 года все регионы предоставят 100% необходимой информации, так как в противном случае уже начнется административное воздействие, штрафование тех, кто попытается систему игнорировать. Это не относится к Москве, Санкт-Петербургу и Крыму, которые должны полностью интегрировать свою информацию с ГИС ЖКХ с 1 января 2019 года. В столицах действуют свои разветвленные информационные системы, интеграция которых займет больше времени, а в Крыму работа по сбору необходимой информации по жилфонду требует дополнительного времени. Стимул для участия в ГИС ЖКХ очень простой – все счета, не опубликованные в этой системе, можно не оплачивать.
«ГИС ЖКХ делается без копейки бюджетных денег, ее инвестором и оператором выступает «Почта России», – пояснил Евраев. – Примерные сроки его окупаемости – 2022–2023 годы».
12 мая Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил вице-премьеру Дмитрию Козаку законопроект, в котором предлагалось снизить уровень штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ для поставщиков коммунальных ресурсов с 200 до 30 тыс. руб. В РСПП ссылались на жалобы относительно нестабильной работы системы. И предлагали освободить ГИС от расчетных и платежных функций.
Но на вчерашней пресс-конференции Евраев пояснил, что новая ГИС не является расчетной системой – информация о начислениях гражданам за коммунальные услуги загружается в нее подключенными к системе управляющими и ресурсообеспечивающими компаниями. Платить через систему за услуги ЖКХ необязательно. Можно пользоваться любым из 500 банков, уже подключенных к системе. «Граждане могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги через любой банк, и ГИС ЖКХ при этом значительно расширяет конкурентную среду, предоставляя информацию о начислениях и счетах получателей любому банку», – сказал Евраев. Он отметил, что это разрушает монополизм созданных отдельными компаниями расчетно-кассовых центров в проведении расчетов граждан, что вызывает их понятное недовольство, но для граждан и государства в целом уходить от такого монополизма правильно.
Разъяснили вчера и вопрос о безопасности сайта. Создатели ресурса уверяют, что степень защиты его такова, что даже после попадания бомбы прямо в сервер работа сервиса восстановится в полном объеме в течение часа. Применены дополнительная защита от вирусов, а также специальное шифрование персональных данных.
На сегодня в ГИС уже зарегистрированы более 36 млн лицевых счетов, 11,5 млн домов, 9,3 млн приборов учета, 75 тыс. организаций, 89 тыс. тарифов, 500 тыс. договоров управления. «Общественная палата в целом приветствует создание такой системы, она обеспечит прозрачность в ЖКХ на уровне каждого дома, – сказал «НГ» член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. – Однако надо заметить, что до сих пор не отработаны все технические моменты, из-за чего возможны сбои. Могут быть проблемы у тех домов, которые управляются товариществами собственников жилья (ТСЖ). Если управляющие компании легко справятся с передачей данных в систему, например, наняв для этого дополнительного человека, то в ТСЖ могут возникнуть трудности в связи с дополнительной нагрузкой. Мы предлагаем применить к ТСЖ более мягкий подход, прежде чем штрафовать за неразмещение информации, необходимо организовать обучение персонала ТСЖ».
На вопрос «НГ», какие самые заметные изменения произойдут в системе ЖКХ после открытия портала ГИС ЖКХ, в пресс-службе Минстроя нам ответили, что из-за проблем с открытостью управляющих компаний зачастую трудно выбрать конкурентоспособную организацию, а те в свою очередь не могут предложить качественные услуги клиентам. «ГИС ЖКХ - это, прежде всего, информационная система, канал коммуникации, которая позволит нам, как собственникам жилья, оценить работу своей УК, увидеть, какие работы проводятся по дому, проконтролировать, ведутся они на самом деле или нет, как тратятся средства», – пояснили в Минстрое.
В Министерстве также заметили, что после введения ГИС ЖКХ возможно сокращение числа посредников, для этого разрабатывается законопроект по прямым расчетам потребителей за коммунальные ресурсы – средства будут напрямую поступать на счета поставщиков воды, тепла и прочих коммунальных ресурсов, минуя счета управляющих компаний.
«НГ» поинтересовалась также, какие проблемы возможны у собственников жилья, которые не хотят или не могут пользоваться интернетом, если с введением ГИС ЖКХ будут закрыты Единые расчетные центры? В Минстрое нас заверили, что ГИС ЖКХ – это дополнительный сервис, и никакие расчетные центры или офисы из-за него закрыты не будут.
«Наши коллеги из Минсвязи проделали большую работу, но система должна быть доработана с учетом всех замечаний и жалоб участников рынка, – говорят в пресс-службе Минстроя. – Мы не будем закрывать глаза на недостатки, связанные со сбоями при загрузке и некорректной обработкой данных. Пока мы не убедимся, что система работает бесперебойно, мы будем настаивать на отсрочке запуска. Эта система должна работать идеально. Важно, чтобы ГИС не только позволяла войти в личный кабинет собственникам, но и системой могли пользоваться участники рынка. К сожалению, сейчас от них поступает большое количество жалоб, поскольку возникают сбои при загрузке информации. Очень важно все выявленные недостатки устранить, поскольку подобные сбои перечеркивают всю работу участников рынка. Пока система не будет протестирована и проработана, загружать туда какие-то данные просто неправильно. ГИС ЖКХ это все-таки информационная система, монополизировать рынок платежей через нее нельзя. Мы считаем, что нет необходимости вводить туда еще и платежную составляющую», – сообщили свою позицию в Минстрое.