Далеко не все могут себе позволить лечение в платной клинике. Фото РИА Новости
Российская сфера услуг – зеркало аномального расслоения общества. Так, 10% наиболее состоятельных жителей РФ тратят на медицинские услуги в 60 раз больше, чем 10% наименее обеспеченных граждан. Еще больше разрыв между богатыми и бедными в оплате услуг учреждений культуры – 80 раз. В случае же оздоровительных услуг курортов и санаториев он достигает 200 раз, сообщают специалисты Аналитического центра при правительстве РФ. Как показывает исследование, после оплаты коммунальных и иных обязательных услуг у малообеспеченных граждан почти не остается денег на дополнительное лечение или культурный досуг. И опросы выявляют, что примерно каждому четвертому жителю РФ уже не хватает средств даже на оплату коммунальных услуг.
Все больше жителей РФ из-за финансовых трудностей не могут своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Об этом можно судить по данным Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), которые были обнародованы во вторник в новом выпуске мониторинга экономической ситуации в РФ.
Ссылаясь на официальную отчетность предприятий, исследователи сообщают, что в 2014-м задолженность населения по оплате ЖКУ составляла 5,7% от объема начисленных платежей, а в 2015-м она выросла до 6,4%. С одной стороны, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяк утверждает, что раньше – например, в 2010-м – задолженность была еще выше, поэтому «критического роста неплатежей» в стране сейчас удалось избежать. То есть рост был, но не катастрофический.
С другой стороны, отчетность предприятий пока ограничивается 2015 годом, она не учитывает дальнейшего падения доходов населения.
О том, что в 2016 году ситуация ухудшилась, можно судить по отчетам Института социальной политики Высшей школы экономики. По их данным, в ноябре 2016-го доля семей, которые столкнулись в течение последних трех месяцев с финансовыми трудностями, не позволившими им осуществить какие-либо необходимые платежи, достигла 43% от 1600 опрошенных. Для сравнения: в марте 2016-го о просрочке неотложных платежей говорили 38% опрошенных.
После оплаты коммунальных услуг некоторым семьям почти ни на что не хватает денег. Фото Агентство «Москва» |
Главное затруднение у граждан вызывает именно оплата ЖКУ. В марте 2016-го не могли вовремя оплатить коммунальные услуги 24% из всех опрошенных, в ноябре – уже 27%. В обоих случаях это примерно две трети от тех респондентов, которые признались в просрочке каких-либо платежей. Также примечательно, что с марта по ноябрь 2016-го выросла доля граждан, которые не могли купить прописанные врачом лекарства, – с 14 до 17% от всех опрошенных, или с 37 до 41% от тех респондентов, у которых просрочены какие-либо платежи.
Структура потребительских расходов на услуги существенно меняется в зависимости от уровня доходов граждан. К такому выводу приводит исследование, подготовленное специалистами Аналитического центра при правительстве РФ.
За прошедшее 20-летие в стране усилилось расслоение населения по доходам, о чем свидетельствует динамика коэффициентов Джини и фондов (см. подробнее «НГ» от 16.05.17). И сфера услуг – это еще одно зеркало, по которому можно судить о социальном неравенстве. После оплаты ЖКУ и проезда в транспорте у бедных семей почти не остается средств на какие-то еще услуги, будь то лечение в платной клинике, культурный досуг или отдых в санатории. Ситуация усугубляется тем, что, как уже было сказано выше, не всем хватает средств даже на сами коммунальные платежи.
«Доля платных услуг в структуре потребительских расходов в России меньше, чем в развитых странах и ряде развивающихся, – обращает внимание главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве Леонид Григорьев. – Многие виды платных услуг складывались в России в 90-е годы как часть потребления состоятельных слоев населения, и до сих пор рынок характеризуется высоким социальным неравенством».
Специалисты центра проанализировали данные Росстата за 2012–2016 годы (прошлый год ограничивается расчетами за первые три квартала) по расходам домохозяйств на различные виды услуг в зависимости от уровня доходов. Вслед за статистикой эксперты ранжировали население по уровню дохода на 5 и на 10 равных частей, называемых соответственно квинтилями и децилями.
Уточним, по Росстату, в 2016 году 47% всех денежных доходов населения приходились на один пятый (самый богатый) квинтиль. Остальные четыре квинтиля распоряжались совместно 53% денежных доходов. Примерно у двух третей жителей РФ среднедушевые доходы не превышали 30 тыс. руб. в месяц.
Аналитики выяснили, что объем потребления всех платных услуг у 10% наиболее состоятельных граждан за три квартала 2016 года в 11 раз превысил аналогичный показатель у 10% наиболее бедных жителей России. Обеспеченные граждане могут позволить себе более широкий спектр платных услуг, не ограничиваясь только обязательными платежами за ЖКУ, связь и транспорт. Причем и за эти обязательные услуги богатые семьи платят, как правило, тоже больше.
Так, расходы на ЖКУ у 10% самых обеспеченных граждан оказались в денежном эквиваленте в пять раз выше, чем у 10% наиболее бедных. Состоятельные граждане как минимум в два раза больше платят за электроэнергию, в пять раз больше за отопление и воду. Исключение составляет лишь газ, на который бедные слои населения тратят на 12% больше, чем богатые.
По другим видам услуг материальное расслоение еще серьезнее. По медицинским услугам разрыв между расходами 10% самых богатых и 10% самых бедных превысил 60 раз в пользу первых, по услугам учреждений культуры он почти достиг 80 раз, а по санаторно-оздоровительным услугам приблизился к 200.
Если учитывать не абсолютные показатели, а относительные, тогда получается, что основное бремя обязательных платежей ложится на самые бедные слои населения. Проанализировав структуру потребления по пяти квинтилям, аналитики выяснили, что в течение 2012–2016 годов у наиболее бедных слоев населения оплата ЖКУ в среднем составляла 53–54% от всех их расходов на услуги. Еще около 25% приходилось на транспорт и связь.
А у домохозяйств пятого квинтиля, то есть у 20% наиболее обеспеченных граждан, доля ЖКУ в структуре потребления услуг была в 2012–2016 годах в среднем около 26%, доля расходов на транспорт и связь в среднем не превышала 20%.
Чем богаче семья, тем меньше в ее структуре расходов доля коммунальных услуг. Хотя, как показывает исследование, даже у наиболее обеспеченных граждан оплата ЖКУ почти всегда доминирует в структуре потребления услуг. «Почти» – потому что в отдельные периоды у богатых семей на первое место выходили расходы на услуги учреждений культуры. Например, так было в третьем квартале 2016-го, когда представители пятого квинтиля тратили на ЖКУ 22% всех расходов на услуги, а на культурный досуг – около 28%.
В среднем за 2012–2016 годы доля расходов на досуг и культуру у пятого квинтиля составляла около 20%. Малообеспеченные слои населения, наоборот, экономят на культурном досуге и тратят на него не более 5% всех расходов на услуги.
Кроме того, малообеспеченным гражданам очень сложно найти средства на платную медицину. У 20% самых бедных жителей РФ доля платной медицины в 2012–2016 годах не превышала 2% в расходах на услуги, а у 20% наиболее обеспеченных граждан она составила в указанный период в среднем 7%.
Любопытная ситуация с образовательными услугами. На фоне других доходных групп у домохозяйств из пятого, наиболее богатого, квинтиля доля расходов на образование, как правило, самая низкая. В 2016 году у состоятельных граждан она была в среднем 4%. А у 20% самых бедных эта доля достигала 7%. В целом за 2012–2016 годы доля расходов на образование в структуре потребления услуг у наиболее обеспеченных граждан составляла в среднем 4–5%, а у самых бедных – 5–6%.
«Это может быть связано с тем, что в выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств не учитывается оплата образовательных услуг за границей, которыми пользуются наиболее обеспеченные слои населения», – поясняют аналитики. Логично предположить, что за рамками анализа оказались также расходы на платную медицину в клиниках за пределами РФ.
Все это доказывает, что в России сложился неравный финансовый доступ населения к услугам, от которых зависят здоровье и будущее каждой семьи.