Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила причины оттока капитала. Фото Reuters
Чистый отток капитала из России в январе–апреле 2017 года достиг 21 млрд долл., что в 2,1 раза больше по сравнению с первыми четырьмя месяцами прошлого года (9,8 млрд долл.). Ранее российские чиновники надеялись на замедление оттока капитала из страны.
«В отличие от ситуации годом ранее определяющее воздействие на текущий уровень чистого вывоза капитала оказали операции банковского сектора по размещению средств за рубежом при продолжающемся снижении иностранных обязательств банков», – поясняет ситуацию регулятор. Другие секторы, по его данным, выступили нетто-импортерами капитала.
При этом положительное сальдо платежного баланса России за тот же период составило 25,7 млрд долл., что практически вдвое больше показателя за аналогичный период 2016 года. ЦБ отмечает, что определяющим было укрепление торгового баланса, обусловленное ростом на треть экспорта в условиях более высоких мировых цен на топливно-энергетические товары, при умеренном восстановлении импорта.
В мае ведомство Эльвиры Набиуллиной опубликовало отчет, из которого следует, что чистый отток капитала из страны в 2016 году сократился в три раза – с 58,2 млрд долл. в 2015 году до 19,2 млрд долл. В 2014 году этот показатель составлял 153 млрд долл. По мнению экспертов, такая тенденция была связана в том числе и с уменьшением платежей по внешним долгам. Внешний долг РФ по итогам 2016 года сократился на 5,6 млрд – до 513,5 млрд долл. При этом обязательства частного сектора составили 90% всей задолженности (чуть более 462 млрд долл.), а органов госуправления и самого ЦБ – 10% (примерно 51,4 млрд долл.).
По данным ЦБ, на органы госуправления приходятся 10% внешнего долга России. Фото Reuters |
ЦБ отмечал тогда, что долговая нагрузка на российскую экономику, согласно международным критериям, оставалась умеренной: отношение внешнего долга к ВВП составило 40%, а внешних долговых обязательств органов госуправления – 3%.
По данным ЦБ РФ, фактические платежи по внешнему долгу российских нефинансовых организаций могут достичь 15,3 млрд долл. во втором квартале 2017 года и 8,5 млрд в третьем.
В начале апреля глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин прогнозировал, что отток капитала из России в 2017 и 2018 годах может составить по 8–10 млрд долл. В 2019 году, согласно уточненному прогнозу министерства, отток капитала снизится примерно до 6 млрд долл. и ожидается около этого уровня в 2020 году. Эти оценки были сделаны при условии сохранения антироссийских санкций.
Интересно, что ранее МЭР официально прогнозировало отток капитала из России на уровне 20 млрд долл. в 2017 году и по 25 млрд в год в 2018 и 2019 годах. Согласно оценкам, указанным в конце марта в базовом сценарии доклада о денежно-кредитной политике Банка России, чистый отток капитала частного сектора в 2017 году может составить 12 млрд долл., а в следующие два года – 13 млрд долл.
Опрошенные «НГ» эксперты называют различные причины увеличения оттока капитала. Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова не видит особых изменений в банковском секторе по сравнению с началом 2016 года. «Банки вынуждены инвестировать в валюту, чтобы поддерживать баланс между средствами клиентов и своими активами. Эта ситуация, когда происходит «автоматический» отток капитала, существует на рынке с 2014 года, когда ЦБ отказался от закупок валюты и мы существуем в условиях плавающего курса».
Возрастающий уровень оттока капитала говорит о том, что все надежды на улучшение в экономике, которые были в третьем и четвертом кварталах прошлого года, сходят на нет, считает ведущий экономист «Центра развития» Валерий Миронов. «Тогда были надежды на улучшение ситуации в связи с избранием президентом США Дональда Трампа, на снятие санкций, на стабильный рост стоимости нефти из-за соглашения с ОПЕК. В связи со всем этим наблюдался рост стоимости акций российских компаний, приток иностранных инвесторов обеспечивал рост сбыта гособлигаций. Сегодня понятно, что надежды на быстрые пророссийские действия Трампа были наивными, отмены санкций пока не предвидится, рост стоимости нефти не такой большой, как ожидалось (его сдерживают поставки сланцевой нефти из США). Что касается наших банков, то они размещают свои свободные средства за рубежом, не видя перспектив в отечественной экономике. До встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа в июле на саммите «двадцатки» в Гамбурге я ожидаю вторую волну оттока капитала за рубеж за счет корпораций», – сказал Миронов.
Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев успокаивает, что отток капиталов сейчас идет со всех развивающихся рынков. «С нашего рынка сейчас уходят деньги, которые пришли заработать на ожиданиях перемен от «эффекта Трампа», отмены санкций. Кроме того, положительное сальдо баланса покрывает отток капитала: из-за роста стоимости нефти вырос экспорт, и за счет сырья компенсируется сальдо». В целом, считает Разуваев, у России неплохие перспективы. «Да, в экономике у нас проблемы, но финансово-бюджетные индикаторы, например соотношение ВВП и суверенного долга, – одни из лучших в мире».
Заметим также, что платежи по внешним долгам нефинансового сектора РФ в первые четыре месяца этого года также примерно вдвое выше, чем были в январе–апреле 2016 года.