Долгосрочные планы Алексея Кудрина закладывают под страну социальный динамит. Фото РИА Новости
Новую экономическую стратегию для России будет готовить сама президентская администрация, которая соберет разрозненные предложения экономистов. Такая необычная технология наводит на мысль о стратегической несостоятельности части реформаторов. Ведь Минэкономразвития, объявленное штабом реформ, уже выступило против идеи написания стратегий. А Алексей Кудрин перекладывает ответственность за окончательный текст на кремлевскую администрацию. При этом отдельные фрагменты его предложений, которые попали в СМИ, больше похожи на социальный динамит. Кудрин, в частности, предлагает вытолкнуть на рынок труда миллионы россиян старше текущего пенсионного возраста. И это при том, что в России за последние 10 лет доля пожилых граждан среди безработных выросла почти в 1,4 раза.
В мае правительство РФ должно представить президенту Владимиру Путину детальный план развития экономики на период до 2025 года. Прописанные в плане меры, как ожидалось, выведут Россию на темпы экономического роста выше мировых. Штабом реформ ранее провозгласили Минэкономразвития (МЭР), которое должно соединить в единый документ существующие наработки и «мыслительные процессы» (см. «НГ» от 24.04.17). Документ готовится в режиме секретности, информацию о его основных параметрах приходится собирать по крупицам.
Например, можно предположить, что одним из его пунктов будет отсрочка выхода граждан на пенсию. Возможно – добровольная. Так, замглавы МЭР Олег Фомичев ранее сообщил, что в плане будет прописано «повышение вовлеченности недововлеченных категорий населения на рынок труда». Речь идет о вовлечении в легальную трудовую деятельность молодых мам, пенсионеров и молодежи.
Одновременно с правительством свою версию светлого будущего хочет представить президенту и глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. Как он сообщил в интервью ТАСС, президент на специальном совещании «лично будет знакомиться с нашими предложениями».
Кудрин и его единомышленники тоже не хотят раньше времени публиковать свою концепцию, выставлять ее на рассмотрение широкой публики. Ведь президент может что-то из концепции исключить или, наоборот, чем-то ее дополнить. Но, судя по публичным выступлениям и докладам как Кудрина, так и его единомышленников, а также по утечкам в прессе, одним из ударных моментов концепции станет повышение пенсионного возраста. Для этой меры выбрана красивая формулировка – активное долголетие. Конечно, Кудрин делает оговорки, что для поддержания активного долголетия граждан нужно улучшить здравоохранение. «У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым», – говорит в интервью Кудрин.
Возможно, такие обещания покажутся кому-то неубедительными. На этот случай у реформаторов есть еще один козырь: они предупреждают о скорой нехватке трудовых ресурсов в стране.
Президенту придется решать, как быть с трудоустройством пожилых граждан. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru |
«К 2030 году дефицит работников на рынке труда составит 2,1–3,8 млн человек… С точки зрения рынка труда повышение пенсионного возраста является не только желательным, но и необходимым условием его стабильного развития в ближайшие годы», – утверждали специалисты Экономической экспертной группы и Научно-исследовательского финансового института (см. «НГ» от 10.02.17, 12.04.17). Так что за счет повышения пенсионного возраста реформаторы, похоже, планируют обеспечить рынок труда как раз якобы недостающими почти 4 млн граждан.
Однако попытки мягко или в ультимативной форме отсрочить выход граждан на пенсию выглядят сейчас несостоятельными, противоречащими реальному положению дел в стране. Потому что, как следует из данных Росстата, в РФ среди безработных, учитываемых по методологии Международной организации труда, растет доля пожилых граждан – предпенсионного и пенсионного возраста.
За последние 10 лет она выросла почти в 1,4 раза. Так, в среднем за 2006 год среди всех безработных РФ доля граждан в возрасте от 50 до 72 лет составляла около 14%. В среднем за 2016 год она уже перешагнула за 19%. В феврале 2017-го доля таких безработных была 19,5% против 13,8% в феврале 2007-го.
Хотя высока доля безработных и среди молодежи до 25 лет. Например, в феврале 2007-го она составляла 27%, в феврале 2017-го – 21%. Из этих данных можно сделать два вывода. Первый вывод – уже сейчас в стране не хватает рабочих мест для пожилых. Гражданам предпенсионного возраста крайне сложно удержаться на старой работе или же найти новое место. Работодатели не стремятся сохранять таких сотрудников. При этом возможно, что и сами пожилые специалисты согласны трудиться далеко не за любую зарплату, так как считают себя более опытными.
Второй вывод – уже сейчас на рынке труда почти одинаково конкурируют за рабочие места как молодые, так и пожилые. И вполне ожидаемо, что после повышения пенсионного возраста безработных пожилых станет еще больше, конкуренция с молодыми ужесточится.
На фоне этого продвигать идею повышения пенсионного возраста странно, не говоря уже о том, что многие люди ближе к пенсии сталкиваются с серьезными проблемами здоровья.
Но не только в таких предложениях проявляется стратегическая несостоятельность реформаторов. Реформаторы и сами как будто хотели бы снять с себя ответственность за готовящиеся секретные стратегии. Например, ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что «стратегии в том виде, как мы это исторически понимаем – толстый документ по основным направлениям, что и как делать, – с управленческой точки зрения неэффективный подход». Вместо этого он предложил сделать стартовую версию плана, который станет живым документом. Эта версия, по словам Орешкина, «будет постоянно жить, реагировать на изменения внешних условий» (см. «НГ» от 24.04.17).
Получается, правительство предложит примерный вариант действий, но при этом по факту оно ни за что не будет отвечать. Ведь вслед за меняющимися условиями будут переписываться и целевые ориентиры, и методы их достижения. А значит, и отчитываться перед населением будет не за что, потому что не исключено, что все прошлые обещания просто зачеркнут.
Судя по всему, реформаторы из ЦСР тоже не хотят нести в полной мере ответственность за свои разработки. «Стратегия... должна быть востребована страной, поэтому я думаю, что президентской администрации предстоит большая работа по созданию реальной стратегии на основе предложений экспертов», – сообщил в интервью Кудрин. Из чего следует, что вся ответственность перекладывается непосредственно на администрацию президента: именно она решит, что нужно стране, и соберет из разных кусков свой вариант.
Стоит напомнить, что у страны был и другой опыт написания стратегий. Осенью 2008 года Владимир Путин утвердил первоначальный вариант долгосрочной Стратегии экономического развития РФ до 2020 года. Но тогда вмешался в планы глобальный экономический кризис. Через два года власти официально объявили, что документ надо переписать. И в конце 2010 года Путин, который тогда занимал должность премьера, поручил экономистам заняться обновлением стратегии. Была создана 21 рабочая экспертная группа, которыми руководили ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и ректор Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау. Проходили заседания этих групп, публиковались протоколы, по итогам работы экономистов был подготовлен окончательный текст, который Путин принял к сведению.
Однако, возможно, в стремлении сегодняшних реформаторов снять с себя ответственность за стратегию и предложить некий живой документ, который будет переписываться, есть и свое рациональное зерно. Ведь, как уже показывает практика, далеко не все обещания в России выполняются. Например, показатели тех же майских указов президента вряд ли будут достигнуты в срок.
Помимо часто обсуждаемых обещаний по повышению зарплат (см., например, «НГ» от 17.04.17) можно также вспомнить целевые ориентиры по инвестициям в основной капитал. В майском указе прописано увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% – к 2018-му. По данным Росстата за 2016 год, объем инвестиций в основной капитал составил в ВВП РФ около 20%.