Учебный сбор с допризывной молодежью в Новосибирской области. Фото Минобороны России
Российские власти готовы тратить на патриотическое воспитание граждан в среднем по 8 рублей на каждого жителя РФ в год, следует из исследования, проведенного Высшей школой экономики (ВШЭ). В зависимости от региона показатель сильно меняется: разрыв иногда достигает 700 раз, сообщает ВШЭ. Как показало исследование, под патриотизмом в большинстве случаев понимаются «задачи милитаристского характера».
Ежегодно регионы выделяют в среднем 873 млн руб. на программы патриотического воспитания граждан, это в 2,6 раза больше, чем среднегодовое финансирование федеральной программы. Такие данные приводят исследователи Анна Санина, Дарья Мигунова, Даниил Зуев из НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга. Они проанализировали 81 региональную программу, выжимка исследования опубликована на специализированном сайте Iq.hse.ru.
Уточним, если говорить про федеральный уровень, то сейчас в стране действует уже четвертая по счету госпрограмма патриотического воспитания граждан – на период 2016–2020 годов (ее текст опубликован на официальном сайте правительства). В федеральной программе среднегодовой объем бюджетного финансирования патриотического воспитания составляет в РФ около 315 млн руб. Также предусмотрено финансирование из внебюджетных источников в среднегодовом объеме около 18 млн руб.
Из приведенных данных следует, что власти всех уровней готовы сейчас тратить на патриотическое воспитание граждан в среднем по 8 руб. на каждого жителя РФ в год. Однако в зависимости от региона показатель сильно меняется.
В случае региональных программ среднегодовой бюджет, по данным ВШЭ, варьируется в интервале от 200 тыс. руб. (Карачаево-Черкесия) до 230 млн. руб. (Тюменская область). «Даже при поправке на население региона можно наблюдать значительный размах вариации: от 0,23 руб. (Нижегородская область) до 160 руб. (Тюменская область) на единицу населения в год», – сообщают исследователи. Таким образом, «разница между минимальной и максимальной суммой выделенных средств на человека достигает 700 раз».
Судя по проведенному исследованию, в некоторых регионах финансирование патриотического воспитания граждан сравнимо с расходами на поддержку малого и среднего бизнеса и борьбу с последствиями чрезвычайных происшествий.
При этом исследователи указывают на слабые места проанализированных программ. В частности, о федеральной программе они сообщают, что «отсутствие внятных показателей эффективности программы и единых методик их расчетов приводит к значительным сложностям в их оценке как в содержательном, так и в экономическом плане».
Заметим, некоторые целевые показатели действительно могут вызвать вопросы у стороннего читателя. Так, в федеральной программе указано, что «доля участвующих в реализации программы образовательных организаций всех типов в общей численности образовательных организаций» должна вырасти со 100% в 2016 году до 150% в 2020-м.
А например, «доля информированных о мероприятиях программы граждан РФ в общей численности граждан РФ» должна вырасти со 100% в 2016-м до 300% в 2020-м. Как именно трактовать такие показатели – вопрос. Ведь получается, что уже сейчас информирован каждый житель РФ, а через несколько лет будет информировано в три раза больше.
Возможно, имеется в виду, что уровень 2016 года берется за отправную точку и в следующие годы предполагается увеличение показателей относительно этого уровня. Но в документе такая тонкость не прописана. Причем в этой же программе можно увидеть и такие целевые ориентиры: «доля граждан РФ, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в общей численности населения, принимавшего участие в сдаче нормативов», должна вырасти с 30% в 2016-м до 70% в 2020-м. В итоге уже на федеральном уровне мы имеем путаницу с методикой подсчета целевых показателей.
Как замечают исследователи, ожидалось, что локальные программы должны адаптировать содержание федеральной программы с учетом географических, экономических, политических, культурных особенностей регионов. «Однако в ситуации программ по патриотическому воспитанию это в большинстве случаев ведет к банальному повторению пафосных формулировок государственной программы, – сообщают исследователи. – В региональных программах много опечаток, неточностей в описании и показателях, а также вольных трактовок».
Исследование выявило одну из главных особенностей региональных программ – «существует тенденция отождествления патриотического и военно-патриотического воспитания, а иногда и просто допризывной подготовки». «Список приоритетных задач во всех регионах практически идентичен и связан с укреплением военно-патриотических установок молодежи и повышением качества ее допризывной подготовки к службе в Вооруженных силах, – отмечается в исследовании. – 78% анализированных программ содержат задачи милитаристского характера, заключающиеся в улучшении качества допризывной подготовки граждан, развитии у них чувства долга за выполнение конституционных обязанностей (служба в ВС РФ) и повышении престижа службы в силовых органах в целом».