0
13906
Газета Экономика Интернет-версия

18.04.2017 00:01:00

Правительству советуют не сдерживать фантастический оптимизм

Тэги: экономика, ввп, прогноз, инвестиции, торговля, структурные реформы, набиуллина, кудрин


экономика, ввп, прогноз, инвестиции, торговля, структурные реформы, набиуллина, кудрин Бывший министр финансов Алексей Кудрин не верит в восстановительный рост экономики без структурных реформ. Фото РИА Новости

Правительственные обещания двухпроцентного роста экономики уже в 2017 году смущают независимых экономистов. Рост ВВП скорее всего будет вдвое меньше, а до 2% экономика не дотянется и через семь лет, полагают неправительственные эксперты. Не осмелились присоединиться к нынешним правительственным прогнозам даже наследники Егора Гайдара. Между тем в Кремле призывают правительство не скромничать и добиться роста ВВП более чем на 3% ежегодно – в точном соответствии с Посланием президента Владимира Путина.

Вчера экономисты из Института Гайдара и Академии народного хозяйства (РАНХиГС) обнародовали свой макропрогноз на 2017–2018 годы. В отличие от чиновников Минэкономразвития наследники Гайдара оценивают перспективы роста отечественной экономики более скептично. В своем базовом сценарии они допускают рост ВВП-2017 лишь на 1,2%, а никак не на 2%, как в Минэкономразвития. Альтернативный сценарий, который исходит из предположения об ослаблении рубля, предполагает рост – 1,4% в 2017 году.

Не слишком радужно оценивают экономисты и возможности притока инвестиций, роста реальных доходов населения и розничного товарооборота – то есть всего того, что, по сути, и толкает экономику в рост. Так, инвестиции в основной капитал в текущем году вырастут на 1,7% и на 2,5% в 2018-м, следует из базового прогноза экспертов. Альтернативный сценарий содержит более скромные цифры: рост на 0,4% и 0,9% соответственно.

Оборот розничной торговли скорее всего не выйдет в плюс даже в 2017 году, полагают экономисты. Базовый сценарий исследователей предполагает падение розницы на 0,6% в текущем году и 1,1-процентный рост в 2018-м. При этом в негативном сценарии розница в ближайшие два года так и не сможет перейти в плюс.

Более острожные оценки дают экономисты РАНХиГС и Института Гайдара и по росту реальных доходов населения. Базовый сценарий предполагает рост на 0,1% в 2017 году и 1,5% в 2018-м. В случае же реализации негативного сценария реальные располагаемые доходы населения так и останутся в отрицательных значениях: –1,8% и –0,7% соответственно.

Наследники Гайдара – не единственные, кто скептически оценивает перспективы российской экономики. Схожего взгляда придерживаются и зарубежные эксперты. Так, Международный валютный фонд (МВФ) вчера скорректировал свой прогноз по росту ВВП России. Теперь в фонде ожидают роста российской экономики на 1,4% за нынешний год и еще на столько же – за 2018 год, сообщает ТАСС. Заметим, это чуть выше прежних оценок МВФ. В январском докладе МВФ прогнозировал России экономический рост на 1,1% в 2017 году и на 1,2% в 2018-м.

Отметим, еще в феврале Центр развития Высшей школы экономики (ВШЭ) обнародовал свой консенсус-прогноз на основе опроса 25 иностранных и российских экспертов. Большинство прогнозистов сошлись во мнении, что 2017 год не станет еще одним – третьим по счету – годом рецессии. «Никто из них не прогнозирует на этот год снижения реального ВВП, однако семеро экспертов дают оценку ниже 1%, то есть фактически ожидают стагнацию», – рассказывают в ВШЭ, подчеркивая, что большинство экспертов ожидают рост на 1,1% по итогам этого года.

В последующие годы прогнозируемые темпы экономического роста будут постепенно повышаться, но даже через семь лет они так и не достигнут 2% в год, предполагают в Центре развития. И хотя эксперты явно не ожидают обострения кризисных явлений в российской экономике, перспективы восстановления устойчивого роста представляются им весьма сомнительными. «Только самые отъявленные оптимисты прогнозируют ускорение роста до 2,5–3% в год», – подчеркивают в ВШЭ.

Многие чиновники ранее подчеркивали: российская экономика в текущих условиях просто не в состоянии расти выше 2% в год. Так, глава Центробанка Эльвира Набиуллина в начале апреля замечала, что, какими бы ни были цены на нефть, без серьезных структурных реформ невозможно добиться роста выше 2% ВВП. «Наши оценки показывают, что зависимость экономического роста от цены на нефть не очень высокая… 

При любой цене на нефть наша оценка такова: без структурных преобразований мы стабилизируемся на планке 1,5–2% темпов экономического роста», – приводит слова Набиуллиной РИА Новости. Ее поддерживал и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. 

Помощник президента Андрей Белоусов скептически оценивает утвержденный прогноз Минэкономразвития.	Фото с сайта www.kemlin.ru
Помощник президента Андрей Белоусов скептически оценивает утвержденный прогноз Минэкономразвития. Фото с сайта www.kemlin.ru 

Однако «самые отъявленные оптимисты» разместились сегодня в правительстве Дмитрия Медведева. Напомним, на прошлой неделе правительство одобрило основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2018–2020 годы и плановый период 2019–2020 годов. При этом новый базовый прогноз от МЭР предполагает, что уже в текущем году российский ВВП увеличится на 2%. А в последующие три года будет расти на 1,5% в год. К слову, прошлый макропрогноз ведомства, составленный еще при бывшем министре Алексее Улюкаеве, исходил из скромного роста на 0,6% в 2017 году. Двухпроцентного роста ждут в МЭР и от промышленного производства. В следующие три года промышленность, по ожиданиям ведомства, также будет прибавлять в среднем по 2% в год.

Значительно улучшены показатели и по инвестициям. Если раньше ведомство прогнозировало на 2017 год снижение инвестиций на 0,5%, то теперь в базовом сценарии – рост в четыре раза, на 2%. Прогноз на 2018 год улучшен с роста на 0,9% до роста на 2,2%. В 2019 году – рост не на 1,6%, а на 2%.

Резко должны пойти вверх, по версии МЭР, и реальные располагаемые доходы населения. Так, с прошлогодних –5,9% они в текущем году должны показать +1%. Заметим, это в пять раз выше предыдущего «прогноза Улюкаева».

Что странно, ожидая в текущем году роста на 1 процентный пункт (п.п.) доходов населения, в МЭР предполагают почти двукратный рост розничного товарооборота – до 1,9% в текущем году и 2,6% в 2018-м. И за счет каких резервов в стране, где розница 2016-й закончила с 5,9-процентным падением, предполагается столь резко нарастить товарооборот, в МЭР не объясняют.

Однозначных доказательств восстановления потребительской активности пока нет. К примеру, на рынке розничного кредитования продолжается спад. Так, по итогам февраля по всем категориям кредитов в годовом отношении количество кредитов и объемы кредитования снизились на 8%, следует из данных Объединенного кредитного бюро. При этом наиболее активно снижается сегмент жилищного кредитования. В феврале объем выданных ипотечных кредитов уменьшился в годовом выражении на 27,6%, говорится в материалах ЦБ.

Если многим экономистам базовый прогноз МЭР кажется чересчур оптимистичным, то как же следует воспринимать целевой прогноз, разработанный в министерстве? Этот альтернативный макропрогноз от МЭР сохраняет для 2017 года показатели базового сценария, однако уже к 2020 году цифры сильно расходятся. К примеру, если базовый прогноз предполагает рост реальных доходов на 1,1% к 2020 году, то по целевому сценарию ожидается уже 2,5-процентный рост.

Ожидают в МЭР и колоссального прироста инвестиций в основной капитал. Так, если по базовому сценарию ожидается рост на 2,1%, то по целевому – почти 10%.

Несколько выше оказываются и ожидания министерства по росту розничного товарооборота. По базовому сценарию в ведомстве Максима Орешкина ждут прироста в 2,4% к 2020 году, а по целевому – 3,3%. Выше надежды министерства и на промышленный рост – свыше 3% к 2020 году. Очевидно, все это делает возможным полагать, что уже к 2020 году экономика страны сможет расти выше 3% в год.

Напомним, в декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин поручал правительству разработать план действий, который бы позволил уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых. То есть выше 3%.

Вместе с тем похоже, что текущим макропрогнозом МЭР в Кремле пока не слишком довольны. В частности, как подчеркнул вчера помощник президента РФ Андрей Белоусов, базовый вариант прогноза правительства, предполагающий рост ВВП РФ на 1,5% в год, не отвечает поставленным президентом задачам по выходу роста российской экономики на рубеже 2019–2020 годов на темпы, превышающие среднемировые. «На сегодняшний день прогноз на 2018–2019–2020 годы исходит из роста ВВП в 1,5% и динамики инвестиций в 2%. То есть рост ВВП ниже, чем прогнозируется на этот год (2%. – «НГ»), а динамика инвестиций примерно такая же. И это никак не вписывается в поручения президента о выходе на динамику выше среднемировых темпов», – приводит его слова Интерфакс.

И поэтому, по словам помощника президента, «правительство поручило Минэкономразвития разработать прогноз на основе тех сценарных условий, которые были представлены, возможно, уточнив темпы роста экономики, исходя из складывающейся динамики и тех мер, которые были предложены». «Председатель правительства дал поручение на заседании еще поработать с этим прогнозом для более полного учета мер, которые предпринимает правительство для ускорения темпов экономического роста», – уточнил он.

Комментируя же наличие целевого сценария в прогнозе, который предполагает выход на темпы роста свыше 3% в 2020 году, Белоусов отметил, что «целевой прогноз… – это все некие расчеты, которые будут окаймлять основной – базовый – вариант, который и принимается в расчеты». «Операциональную роль играет только базовый вариант», – подчеркнул чиновник.

Между тем даже базовый прогноз МЭР для экспертов «НГ» выглядит довольно удивительно. «Тот же рост товарооборота в два раза выше темпов роста доходов населения в прогнозе МЭР выглядит странно. Такой сценарий возможен в случае, если россияне начнут тратить свои накопления или будет расти уровень кредитования», – говорит аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.

«Не совсем понятно, на чем основан прогноз перелома траектории роста бедности, учитывая уже больше двух лет падающий показатель реальных располагаемых доходов», - соглашается старший аналитик Forex Club Алена Афанасьева. И даже если рост реальных доходов состоится, это вряд ли подтолкнет население к растратам, учитывая, что более двух лет они падали, в среднем на 5-6%, сомневается она. «Подушка безопасности в виде сбережений проедена, а большая часть людей закредитованы. В таких условиях ждать резкий скачок потребления - надеяться на чудо», - уверена эксперт.

«От прогнозов МЭР трудно ожидать, что они не будут субъективными», – рассуждает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Кроме того, в такой сложной модели, как модель экономического роста страны, даже малейшее изменение какого-нибудь показателя ведет к кардинальному изменению прогнозируемого показателя. «Изменение прогнозного значения ключевой ставки ЦБ на 1–2 п.п. способно повлиять на число выданных кредитов, на уровень цен и на курс рубля так, что розничный товарооборот будет действительно расти темпами, опережающими рост реальных доходов населения», – не исключает эксперт. 

Ожиданиям властей соответствует целевой сценарий МЭР, но при слабом темпе роста экономики он не будет достигнут, сомневается руководитель отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
856
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1072
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
975
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
966

Другие новости