Бывший министр финансов Алексей Кудрин не верит в восстановительный рост экономики без структурных реформ. Фото РИА Новости
Правительственные обещания двухпроцентного роста экономики уже в 2017 году смущают независимых экономистов. Рост ВВП скорее всего будет вдвое меньше, а до 2% экономика не дотянется и через семь лет, полагают неправительственные эксперты. Не осмелились присоединиться к нынешним правительственным прогнозам даже наследники Егора Гайдара. Между тем в Кремле призывают правительство не скромничать и добиться роста ВВП более чем на 3% ежегодно – в точном соответствии с Посланием президента Владимира Путина.
Вчера экономисты из Института Гайдара и Академии народного хозяйства (РАНХиГС) обнародовали свой макропрогноз на 2017–2018 годы. В отличие от чиновников Минэкономразвития наследники Гайдара оценивают перспективы роста отечественной экономики более скептично. В своем базовом сценарии они допускают рост ВВП-2017 лишь на 1,2%, а никак не на 2%, как в Минэкономразвития. Альтернативный сценарий, который исходит из предположения об ослаблении рубля, предполагает рост – 1,4% в 2017 году.
Не слишком радужно оценивают экономисты и возможности притока инвестиций, роста реальных доходов населения и розничного товарооборота – то есть всего того, что, по сути, и толкает экономику в рост. Так, инвестиции в основной капитал в текущем году вырастут на 1,7% и на 2,5% в 2018-м, следует из базового прогноза экспертов. Альтернативный сценарий содержит более скромные цифры: рост на 0,4% и 0,9% соответственно.
Оборот розничной торговли скорее всего не выйдет в плюс даже в 2017 году, полагают экономисты. Базовый сценарий исследователей предполагает падение розницы на 0,6% в текущем году и 1,1-процентный рост в 2018-м. При этом в негативном сценарии розница в ближайшие два года так и не сможет перейти в плюс.
Более острожные оценки дают экономисты РАНХиГС и Института Гайдара и по росту реальных доходов населения. Базовый сценарий предполагает рост на 0,1% в 2017 году и 1,5% в 2018-м. В случае же реализации негативного сценария реальные располагаемые доходы населения так и останутся в отрицательных значениях: –1,8% и –0,7% соответственно.
Наследники Гайдара – не единственные, кто скептически оценивает перспективы российской экономики. Схожего взгляда придерживаются и зарубежные эксперты. Так, Международный валютный фонд (МВФ) вчера скорректировал свой прогноз по росту ВВП России. Теперь в фонде ожидают роста российской экономики на 1,4% за нынешний год и еще на столько же – за 2018 год, сообщает ТАСС. Заметим, это чуть выше прежних оценок МВФ. В январском докладе МВФ прогнозировал России экономический рост на 1,1% в 2017 году и на 1,2% в 2018-м.
Отметим, еще в феврале Центр развития Высшей школы экономики (ВШЭ) обнародовал свой консенсус-прогноз на основе опроса 25 иностранных и российских экспертов. Большинство прогнозистов сошлись во мнении, что 2017 год не станет еще одним – третьим по счету – годом рецессии. «Никто из них не прогнозирует на этот год снижения реального ВВП, однако семеро экспертов дают оценку ниже 1%, то есть фактически ожидают стагнацию», – рассказывают в ВШЭ, подчеркивая, что большинство экспертов ожидают рост на 1,1% по итогам этого года.
В последующие годы прогнозируемые темпы экономического роста будут постепенно повышаться, но даже через семь лет они так и не достигнут 2% в год, предполагают в Центре развития. И хотя эксперты явно не ожидают обострения кризисных явлений в российской экономике, перспективы восстановления устойчивого роста представляются им весьма сомнительными. «Только самые отъявленные оптимисты прогнозируют ускорение роста до 2,5–3% в год», – подчеркивают в ВШЭ.
Многие чиновники ранее подчеркивали: российская экономика в текущих условиях просто не в состоянии расти выше 2% в год. Так, глава Центробанка Эльвира Набиуллина в начале апреля замечала, что, какими бы ни были цены на нефть, без серьезных структурных реформ невозможно добиться роста выше 2% ВВП. «Наши оценки показывают, что зависимость экономического роста от цены на нефть не очень высокая…
При любой цене на нефть наша оценка такова: без структурных преобразований мы стабилизируемся на планке 1,5–2% темпов экономического роста», – приводит слова Набиуллиной РИА Новости. Ее поддерживал и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Помощник президента Андрей Белоусов скептически оценивает утвержденный прогноз Минэкономразвития. Фото с сайта www.kemlin.ru |
Однако «самые отъявленные оптимисты» разместились сегодня в правительстве Дмитрия Медведева. Напомним, на прошлой неделе правительство одобрило основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2018–2020 годы и плановый период 2019–2020 годов. При этом новый базовый прогноз от МЭР предполагает, что уже в текущем году российский ВВП увеличится на 2%. А в последующие три года будет расти на 1,5% в год. К слову, прошлый макропрогноз ведомства, составленный еще при бывшем министре Алексее Улюкаеве, исходил из скромного роста на 0,6% в 2017 году. Двухпроцентного роста ждут в МЭР и от промышленного производства. В следующие три года промышленность, по ожиданиям ведомства, также будет прибавлять в среднем по 2% в год.
Значительно улучшены показатели и по инвестициям. Если раньше ведомство прогнозировало на 2017 год снижение инвестиций на 0,5%, то теперь в базовом сценарии – рост в четыре раза, на 2%. Прогноз на 2018 год улучшен с роста на 0,9% до роста на 2,2%. В 2019 году – рост не на 1,6%, а на 2%.
Резко должны пойти вверх, по версии МЭР, и реальные располагаемые доходы населения. Так, с прошлогодних –5,9% они в текущем году должны показать +1%. Заметим, это в пять раз выше предыдущего «прогноза Улюкаева».
Что странно, ожидая в текущем году роста на 1 процентный пункт (п.п.) доходов населения, в МЭР предполагают почти двукратный рост розничного товарооборота – до 1,9% в текущем году и 2,6% в 2018-м. И за счет каких резервов в стране, где розница 2016-й закончила с 5,9-процентным падением, предполагается столь резко нарастить товарооборот, в МЭР не объясняют.
Однозначных доказательств восстановления потребительской активности пока нет. К примеру, на рынке розничного кредитования продолжается спад. Так, по итогам февраля по всем категориям кредитов в годовом отношении количество кредитов и объемы кредитования снизились на 8%, следует из данных Объединенного кредитного бюро. При этом наиболее активно снижается сегмент жилищного кредитования. В феврале объем выданных ипотечных кредитов уменьшился в годовом выражении на 27,6%, говорится в материалах ЦБ.
Если многим экономистам базовый прогноз МЭР кажется чересчур оптимистичным, то как же следует воспринимать целевой прогноз, разработанный в министерстве? Этот альтернативный макропрогноз от МЭР сохраняет для 2017 года показатели базового сценария, однако уже к 2020 году цифры сильно расходятся. К примеру, если базовый прогноз предполагает рост реальных доходов на 1,1% к 2020 году, то по целевому сценарию ожидается уже 2,5-процентный рост.
Ожидают в МЭР и колоссального прироста инвестиций в основной капитал. Так, если по базовому сценарию ожидается рост на 2,1%, то по целевому – почти 10%.
Несколько выше оказываются и ожидания министерства по росту розничного товарооборота. По базовому сценарию в ведомстве Максима Орешкина ждут прироста в 2,4% к 2020 году, а по целевому – 3,3%. Выше надежды министерства и на промышленный рост – свыше 3% к 2020 году. Очевидно, все это делает возможным полагать, что уже к 2020 году экономика страны сможет расти выше 3% в год.
Напомним, в декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин поручал правительству разработать план действий, который бы позволил уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых. То есть выше 3%.
Вместе с тем похоже, что текущим макропрогнозом МЭР в Кремле пока не слишком довольны. В частности, как подчеркнул вчера помощник президента РФ Андрей Белоусов, базовый вариант прогноза правительства, предполагающий рост ВВП РФ на 1,5% в год, не отвечает поставленным президентом задачам по выходу роста российской экономики на рубеже 2019–2020 годов на темпы, превышающие среднемировые. «На сегодняшний день прогноз на 2018–2019–2020 годы исходит из роста ВВП в 1,5% и динамики инвестиций в 2%. То есть рост ВВП ниже, чем прогнозируется на этот год (2%. – «НГ»), а динамика инвестиций примерно такая же. И это никак не вписывается в поручения президента о выходе на динамику выше среднемировых темпов», – приводит его слова Интерфакс.
И поэтому, по словам помощника президента, «правительство поручило Минэкономразвития разработать прогноз на основе тех сценарных условий, которые были представлены, возможно, уточнив темпы роста экономики, исходя из складывающейся динамики и тех мер, которые были предложены». «Председатель правительства дал поручение на заседании еще поработать с этим прогнозом для более полного учета мер, которые предпринимает правительство для ускорения темпов экономического роста», – уточнил он.
Комментируя же наличие целевого сценария в прогнозе, который предполагает выход на темпы роста свыше 3% в 2020 году, Белоусов отметил, что «целевой прогноз… – это все некие расчеты, которые будут окаймлять основной – базовый – вариант, который и принимается в расчеты». «Операциональную роль играет только базовый вариант», – подчеркнул чиновник.
Между тем даже базовый прогноз МЭР для экспертов «НГ» выглядит довольно удивительно. «Тот же рост товарооборота в два раза выше темпов роста доходов населения в прогнозе МЭР выглядит странно. Такой сценарий возможен в случае, если россияне начнут тратить свои накопления или будет расти уровень кредитования», – говорит аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.
«Не совсем понятно, на чем основан прогноз перелома траектории роста бедности, учитывая уже больше двух лет падающий показатель реальных располагаемых доходов», - соглашается старший аналитик Forex Club Алена Афанасьева. И даже если рост реальных доходов состоится, это вряд ли подтолкнет население к растратам, учитывая, что более двух лет они падали, в среднем на 5-6%, сомневается она. «Подушка безопасности в виде сбережений проедена, а большая часть людей закредитованы. В таких условиях ждать резкий скачок потребления - надеяться на чудо», - уверена эксперт.
«От прогнозов МЭР трудно ожидать, что они не будут субъективными», – рассуждает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Кроме того, в такой сложной модели, как модель экономического роста страны, даже малейшее изменение какого-нибудь показателя ведет к кардинальному изменению прогнозируемого показателя. «Изменение прогнозного значения ключевой ставки ЦБ на 1–2 п.п. способно повлиять на число выданных кредитов, на уровень цен и на курс рубля так, что розничный товарооборот будет действительно расти темпами, опережающими рост реальных доходов населения», – не исключает эксперт.
Ожиданиям властей соответствует целевой сценарий МЭР, но при слабом темпе роста экономики он не будет достигнут, сомневается руководитель отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.