Фото Gettyimages
Продажи новых легковых автомобилей в России выросли в марте сразу на 9,4% по отношению к марту 2016-го. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). При этом по итогам всего первого квартала рост составил 1% в годовом выражении. Такое произошло впервые за четыре года. Глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин тут же поспешил сослаться на эту статистику как на одно из доказательств восстановления потребительского спроса в стране.
Российский авторынок как будто начинает оживать. Как сообщил в понедельник Комитет автопроизводителей АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли в марте сразу на 9,4% по отношению к марту 2016-го – до 137 894 шт. В целом за первый квартал в стране было продано 322 464 автомобиля – рост по сравнению с первым кварталом 2016-го на 1%.
Такое произошло впервые за четыре года. «Рост год к году в марте оказался достаточным, чтобы компенсировать потери меньшего масштаба в январе и феврале, превращая суммарный результат продаж в первом квартале в небольшой плюс. Это хорошая новость для нашего рынка, который не видел позитивного результата за квартал более четырех лет», – комментирует ситуацию председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Напомним, по данным АЕБ, в 2013-м российский авторынок сократился на 5%, в 2014-м – на 10%, в 2015-м – почти на 36%, в 2016-м – на 11%. За эти четыре года в отдельные месяцы уже наблюдались небольшие всплески продаж. Но все они были значительно меньше, чем тот рост, который специалисты АЕБ зафиксировали в марте 2017-го.
Некоторые опрошенные эксперты полагают, что на продажах мог сказаться валютный курс. «Российский рубль укрепляется с конца 2016 года, и сейчас уже торгуется возле отметки 57 рублей за доллар США. В марте тенденция укрепления российской валюты достигла пика, – поясняет гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. – Кроме того, за четыре месяца эффект от укрепления успел накопиться в закупочных ценах на импортные автомобильные компоненты. Возможно, это привело к тому, что и дилеры, и покупатели автомобилей чувствуют некий оптимизм, думают, что и дальше смогут позволить себе чуть-чуть более дешевый ремонт и обслуживание».
Хотя, конечно, есть риск, что сейчас успехи отдельного месяца и даже квартала еще не доказывают окончания кризиса на авторынке. Это признают и в АЕБ. «Как говорится, одна ласточка весны не делает. Нужно иметь больше месяцев с положительным результатом, прежде чем мы сможем назвать это прочным трендом», – говорит Шрайбер.
Об этом же говорят и некоторые опрошенные «НГ» эксперты. «Рост продаж в марте и в целом положительные итоги первого квартала можно объяснить двумя факторами. Во-первых, многие автопроизводители предоставляли скидки на легковые автомобили, которые послужили хорошим стимулом для увеличения продаж. Во-вторых, происходит изменение конфигурации рынка: увеличивается доля массового сегмента, что позволяет наращивать физические показатели продаж. При этом в стоимостном выражении автомобильный рынок остается примерно на том же уровне, то есть совокупный объем платежеспособного спроса не меняется», – поясняет старший консультант консалтинговой группы «НЭО Центр» Сергей Думченко.
Так что, по его словам, «вряд ли можно делать далеко идущие выводы по положительным результатам одного месяца»: «Сейчас нужно дождаться результатов апреля и мая, после чего можно будет говорить о формировании какой-либо тенденции».
«По активности на рынке продаж мы не видим принципиального подъема», – замечает директор департамента продаж компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. Хотя, как говорит эксперт, в целом по итогам года ожидается рост продаж на 5–7%, основной приток случится во втором полугодии.
Но вопреки тому, что эксперты все же призывают не торопиться с далеко идущими выводами и подождать хотя бы несколько месяцев, в Минэкономразвития все равно успели преподнести свежую статистику АЕБ как еще одно доказательство начавшегося в России восстановления потребительского спроса.
«Рост продаж автомобилей по итогам марта и первого квартала подтверждает тезис о начале восстановления потребительского спроса и широком характере роста экономики в этом году. Важно отметить позитивную динамику в первую очередь продаж в массовом сегменте», – приводит слова главы МЭР Максима Орешкина Интерфакс.
Правда, Росстат вплоть до последнего момента подобных надежд на восстановление не подтверждал. По его данным, в январе этого года оборот розничной торговли в России сократился на 2,3% по отношению к январю 2016-го, в феврале падение составило еще 2,6% в годовом выражении.
Причем если в январе доходы населения вышли в плюс благодаря единоразовой денежной выплате пенсионерам, то в феврале такой подпитки у граждан уже не было. Поэтому реальные доходы населения в феврале сократились примерно на 4% к февралю 2016-го.
Учитывая, что доходы населения падали три года подряд, а оборот розничной торговли – два года подряд, трудно говорить об однозначном переломе негативной тенденции на основании лишь нескольких локальных позитивных всплесков. За март Росстат пока не опубликовал официальную статистику по доходам населения и по торговле. Хотя не исключено, что после того, как Росстат был передан под управление Минэкономразвития, многие показатели в стране действительно резко улучшатся.