Глава Минэкономразвития Максим Орешкин предвидит «широкий рост» экономики в 2017 году. Фото Reuters
Статистика января-февраля пока не подтверждает оптимизма главы Минэкономразвития Максима Орешкина, который пообещал президенту Владимиру Путину «более широкий рост», включая и потребительский сектор. По данным аналитиков ВЭБа, в феврале потребительские расходы граждан снизились вместе с сокращением реальных доходов населения. В промышленности наблюдалось сокращение производства – особенно в обрабатывающих секторах. Не исключено, что итоги первого квартала 2017 года будут хуже показателей конца прошлого года.
Хотя чиновники пытаются объявить январь-февраль успешными для экономики, все больше экспертов высказывают скептицизм. Внешэкономбанк опубликовал один из наиболее пессимистичных обзоров: по его мнению, ВВП в феврале 2017 года сократился на 1,5% к соответствующему периоду прошлого года против роста на 0,8% в январе. В целом за январь-февраль экономика РФ, по оценкам ВЭБа, снизилась на 0,4%. Примечательно, что глава Минэкономразвития Максим Орешкин на встрече с президентом в середине февраля рисовал несколько иную картину.
«Если говорить о начале 2017 года, то здесь тоже ситуация складывается довольно позитивная», – рассказывал президенту Орешкин. По его словам, экономическая активность в стране начинает восстанавливаться, а опросы предприятий демонстрируют максимальный оптимизм начала 2011 года.
«В 2017 году мы ожидаем, что рост будет более широкий, затронет в том числе и потребительский сектор, ожидаем восстановления денежных доходов населения, будет складываться положительная тенденция. В целом по 2017 году мы ожидаем рост порядка 2%», – сообщил глава Минэкономразвития. Между тем пока реальность в отчетах Росстата и ВЭБа выглядит не столь радужной.
Росстат в пятницу сообщил о начавшемся в четвертом квартале росте российской экономики: ВВП за этот период в годовом выражении вырос на 0,3%. Это означает, что впервые за два года Росстат зафиксировал рост ВВП, в последний раз квартальный рост ВВП в годовом выражении фиксировался в четвертом квартале 2014 года.
Некоторые эксперты поторопились заявить, что данные Росстата свидетельствуют о восстановлении российской экономики. «Восстановление началось и будет продолжаться в течение ближайших месяцев», – считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
Однако в пятницу Внешэкономбанк опубликовал обзор, в котором сообщил, что ВВП РФ в феврале 2017 года, по оценке банка, сократился на 1,5% к соответствующему периоду прошлого года против роста на 0,8% в январе. В целом за январь-февраль экономика РФ снизилась на 0,4%.
«Мы считаем, что в промышленности в начале года в целом преобладали негативные тенденции после достаточно уверенного роста во второй половине прошлого года», – комментирует главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. «Прежде всего это касается обрабатывающих отраслей промышленности, которые снижали выпуск и в январе, и в феврале. Сокращался выпуск машиностроительной продукции. В феврале упало производство автомобилей, а также выпуск продукции «закрытых» группировок, относящихся к авиастроению, судостроению, ракетно-космической промышленности. В первые два месяца года сильный спад продемонстрировал металлургический сектор, который при сохранении роста экспорта столкнулся со снижением внутреннего инвестиционного спроса. Кроме того, уменьшились заказы на производство труб для нефте- и газопроводов», – отмечает Клепач.
С другой стороны, добывающая промышленность, напротив, продолжает демонстрировать уверенный рост. «В условиях ограничения добычи нефти роль лидера взяла на себя добыча газа. Сохраняется высокий спрос на российский газ со стороны Европы и Турции. Сильный рост отмечен и в добыче угля. Кроме того, в феврале существенно выросла электроэнергетика. Это позволило частично компенсировать снижение выпуска обрабатывающих производств», – считает аналитик.
По оценке ВЭБ, падение ВВП было вызвано сокращением производства в обрабатывающих отраслях (–1,7%), строительстве (–0,6%), торговле (–0,3%), транспорте (–0,3%), а также уменьшением чистых налогов (–0,7%). Положительный вклад в динамику ВВП внесли добыча полезных ископаемых (1,6%), сельское хозяйство (2,0%), обеспечение электроэнергией и водоснабжение (3,4%)», – пояснили в госкорпорации.
В январе-феврале слабые результаты отмечены у нефтеперерабатывающих производств. Притормозился рост и у производств-лидеров: химической и пищевой продукции. «В результате этих новых данных мы понизили нашу оценку динамики обрабатывающих производств в январе до –2%, а феврале оценили спад еще на –1,7%», – резюмирует Клепач.
Позитивный импульс, который дала экономике разовая январская выплата пенсии, в феврале почти исчерпал свое действие. «Доходы населения в феврале резко «отскочили» вниз, практически на тот же уровень, который наблюдался в последние месяцы. Розничный товарооборот снизился к январю намного меньше, только на 0,3%. Похоже, дополнительные январские доходы продолжали стимулировать потребление и в феврале. В целом именно потребительский спрос обеспечил рост экономики в январе на 0,2%. Ослабление этого фактора привело к сокращению экономики на 0,1% в феврале», – пояснил Клепач.
Главный экономист Sberbank CIB Антон Струченевский и вовсе считает, что российская экономика пока еще находится в стагнации. «Мы связываем это с эффектом базы, – сказал он РИА Новости. – Если посмотреть на сезонно сглаженные показатели, то мы не увидим роста в четвертом квартале по сравнению с третьим. Начало этого года тоже не показало серьезного улучшения в экономической динамике, и стагнация продолжается. По данным ЦБ, в первом квартале есть некоторый подъем в инвестициях, но он связан с закупками импортного оборудования и не приведет к росту ВВП», – говорит эксперт.
«Статистика пока благоприятной не выглядит, – считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. – Потребление восстанавливается медленнее ожиданий, восстановления инвестиций у нас с большой долей вероятности тоже не происходит – продолжается сжатие корпоративного кредитного портфеля. Думаю, что по итогам первого квартала рост будет около 0,4%, небольшой плюс. А по итогам года – рост 0,8%», – полагает эксперт.
Роста ВВП во втором полугодии ждет и Струченевский, но, по его мнению, по итогам года рост ВВП будет небольшим. «Мы не ждем чудес и очень высоких темпов роста: думаем, что в этом году рост будет менее 1%», – считает эксперт и добавляет: – российской экономике сейчас необходим дополнительный стимул, чтобы выйти на траекторию роста. Высокие процентные ставки и сильный рубль не позволяют реализоваться имеющемуся потенциалу экономического роста. Компании зарабатывают деньги, прибыль растет быстро, в январе цифры по прибыли показали рост почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Бизнесу нужны такие макроусловия, которые позволят определиться, что делать со всеми этими деньгами. В этом смысле слабый рубль и более доступный кредит смогут подтолкнуть компании к инвестированию».