0
12906
Газета Экономика Интернет-версия

27.03.2017 00:01:00

Медведев расплющил "Платон"

Тэги: правительство, грузоперевозки, платон, тарифы, дальнобойщики, протест


правительство, грузоперевозки, платон, тарифы, дальнобойщики, протест Система сбора с большегрузов экономически себя пока не оправдывает. Фото с сайта www.platon.ru

Правительство в последний момент отказалось от резкого увеличения тарифа на проезд 12-тонных грузовиков по федеральным трассам. Вместо двукратного повышения чиновники ограничились 25%. Таким образом, экспериментальный период работы системы «Платон» будет «не сплющен, а растянут», заявил премьер Дмитрий Медведев. Правительство не первый раз отступает под давлением протестов и корректирует график повышения цен на проезд фур.

Тариф системы взимания платы с грузовиков-12-тонников «Платон» с 15 апреля будет проиндексирован на 25%, то есть до 1,91 руб. за 1 км пути, следует из постановления, которое подписал премьер РФ Дмитрий Медведев. «Это решение принято на встрече председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок, состоявшейся 23 марта», – сообщается на сайте правительства.

Ранее повышение планировалось в двукратном размере – с нынешних 1,53 руб. до 3,06 руб. за 1 км пути. Однако впоследствии премьер Медведев предложил продлить экспериментальный период для «Платона» и повысить его тариф только на 25%. «Я считаю, мы могли бы эту экспериментальную часть не сплющить, а растянуть и продлить льготный период, который существует», – сказал он на встрече с некоторыми представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок. «То есть отказаться в настоящий момент на время от более жестких решений, которые были приняты, и проиндексировать тариф на ближайшее время на меньшие суммы: на 25% к установленному сегодня тарифу», – продолжил премьер.

По мысли Медведева, это в итоге «позволит всем перевозчикам лучше приспособиться и еще раз верифицировать работу самой системы». При этом сама система «Платон», как считает премьер, работает хорошо. «Но нужно отладить все организационные и правовые механизмы», – полагает глава кабмина. В свою очередь, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, комментируя журналистам решение о 25-процентной индексации тарифа, заявил, что это решение «связано с тем, что необходимо устранить все недостатки, которые до сих пор существуют в системе («Платон»)». Переходить же к повышению тарифа, по мысли чиновника, можно только после решения всех проблем.

Из слов чиновника можно сделать вывод, что пока работа системы неидеальна. На эту же мысль наводят и предложения премьера Медведева создать портал для публикации сведений о том, куда и на что идут деньги, собранные в системе «Платон». «Важным является вопрос о контроле за тем, куда направляются средства, в том числе получаемые от «Платона». Здесь я поддерживаю идею какой-то электронной системы, портала, сайта, где можно было смотреть, каким образом распределяются средства, в какие регионы они идут», – сказал глава кабмина.

В связи с чем возникает вопрос: хотят ли чиновники сами лучше понимать, куда идут собранные средства, или же надеются таким образом утихомирить тех, кто считает систему сборов неэффективной?

Напомним, государственная система взимания платы с большегрузов весом свыше 12 т «Платон» была введена в РФ в середине ноября 2015 года. Многие грузоперевозчики тогда выступили против системы, так как восприняли новшество как новый налог на сегмент. В итоге на фоне волнений перевозчиков власти неоднократно корректировали планы по повышению взносов. В частности, чиновники уже неоднократно анонсировали повышение тарифа до 3 руб. за 1 км. Однако в итоге с 15 апреля взносы повысятся лишь на 25%.

Таким образом, сообщают в Минтрансе, с учетом индексации тарифа до 1,91 руб. за 1 км система «Платон» соберет около 23 млрд руб. в 2017 году. Из них почти половина уйдет концессионеру «Платона» – компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), так как государство обязано выплачивать компании вознаграждение в сумме 10,6 млрд руб. в год. Заметим, только на создание системы «Платон» было потрачено более 29 млрд руб. При этом за все время своей работы система собрала чуть менее 22 млрд руб. Сами же организаторы системы ранее оценивали, что «Платон» позволит собирать около 40 млрд руб. в год.

Перечисления же полученных средств в Дорожный фонд фактически идут с авансом. Так, по словам начальника казенного учреждения «Дороги России» Ивана Григоровича, за первый год работы системы на ремонт дорог, строительство и ремонт мостов и путепроводов было перечислено 22,9 млрд руб. «В результате уже отремонтировано более 1 тыс. км самых проблемных дорог в регионах. Идет строительство и ремонт 31 моста и путепровода. За счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях», – перечислил Григорович.

Однако на фоне тех средств, которые ежегодно требуются на содержание дорожного полотна в России, эти суммы выглядят микроскопически. Так, только в 2016 году российские регионы затратили на содержание дорог более 700 млрд руб., сообщал Дмитрий Медведев.

В итоге помимо отказа от двукратного повышения тарифов в правительстве предлагают задуматься о системе скидок для тех большегрузов, кто часто ездит. «По поводу уменьшения тарифа пропорционально пробегу, если речь идет об автомобилях, которые ездят на дальние расстояния. Ее (эту инициативу. – «НГ») можно продумать», – сказал премьер. «Она экономически разумно выглядит – чем больше ездишь, тем меньше платишь тариф. В этом есть определенный резон. Я пока не говорю «да», но точно продумать, просчитать это было бы можно», – добавил премьер.

Могло бы показаться, что власти как бы отматывают назад свои решения с «Платоном»: отказываются от двукратного повышения, предлагают систему скидок. Однако вместе с системой скидок в правительстве не исключают и дальнейшего повышения штрафов для тех, кто еще не зарегистрировался в системе. «Мы действительно колебались, надо ли делать сразу большие штрафы, но уже сейчас все признают, что штрафы должны быть больше, чтобы система работала честнее», – сообщал глава кабмина. По словам Аркадия Дворковича, «правительство в ближайшее время рассмотрит предложение о повышении штрафов за нерегистрацию в системе взимания платы с большегрузов». «Мы и раньше рассматривали вопрос о необходимости повышения штрафа после того, как будет установлено большинство контрольных рамок. Сейчас планируется, что все необходимое оборудование будет установлено во второй половине года – до этого момента ничего повышаться не будет», – отметил зампред кабмина, подчеркнув, что сами грузоперевозчики говорят о необходимости повышения штрафов примерно в 10 раз по отношению к сегодняшнему размеру в 5 тыс. руб.

Впрочем, эксперты «НГ» сомневаются, что власти пойдут на ужесточение контроля или повышение тарифа в ближайшее время. «До 2018 года, то есть до выборов президента РФ, система «Платон» будет работать примерно в таком же режиме, как сейчас. А вот после выборов можно ожидать и повышений, и жесткости в контроле», – рассуждает исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов.

Эксперты предлагают оценивать результаты работы системы «Платон» с экономической точки зрения. «За первый год система «Платон» «заработала» около 16,7 млрд руб., при этом за счет дотаций от государства ей удалось выдать регионам 22,9 млрд руб. на ремонт дорог, строительство и ремонт мостов и путепроводов. Это немало. Но потребность регионов в строительстве новых дорог можно оценить примерно в 150–200 млрд руб. в год, то есть в 7–10 раз больше, чем перечисляет им «Платон», – сообщает руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. В итоге жители регионов, которые уже получили новые дороги, скорее всего довольны результатами работы системы, продолжает он.

«Тем не менее чисто экономически «Платон» за все это время не принес ожидаемых финансовых результатов, которые от него рассчитывали получить», – говорит Никита Куликов, подчеркивая, что сохранение первоначально фигурирующего в расчетах тарифа в 3,73 руб. за 1 км сделало бы систему экономически оправданной. С другой стороны, продолжает эксперт, если бы правительство не пошло на поводу у протестующих и тариф сохранили бы на первоначальном уровне, реально зарегистрированных в системе грузовиков было бы еще меньше, чем есть сейчас, – и не факт, что итоговые сборы были бы намного больше. «В связи с общей сложной ситуацией в экономике страны двукратная индексация цен на «Платон» вызовет очередной общественный резонанс, а компании-перевозчики потерпят ощутимые убытки», – соглашается гендиректор компании «АвтоСпецЦентр Киа Каширка» Сергей Ворновский.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
648
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1332
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1162
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2219

Другие новости