Украинские националисты наводят свои порядки в банковской системе страны. Фото с сайта www.061.ua
На украинские офисы российских банков нападают не первый год. Но команды на эвакуацию до последнего времени не было. Теперь характер украинского кризиса изменился и Москва предпочитает оперативно вывести дочерние структуры госбанков из этой страны. Вчера глава Сбербанка Герман Греф заявил о готовности срочно покинуть украинский рынок. О продаже украинского бизнеса сообщил и Внешэкономбанк.
Сбербанк не планирует выходить с украинского рынка, где банк представлен дочерней организацией, говорил два месяца назад Герман Греф в кулуарах форума в Давосе. Но ситуация принципиально изменилась. «Мы занимаемся поиском вариантов максимально быстрого выхода с украинского рынка, и надеюсь, что нам такую возможность предоставят украинские власти», – сказал Греф журналистам.
Не исключены как продажа, так и ликвидация банка. На прошлой неделе украинские власти ввели санкции против украинских «дочек» Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка. Эти санкции вводят запрет на вывод денег из Украины в пользу материнских структур.
«Ситуация достаточно сложная для нас, потому что соединение таких беззаконных действий против нас в целом ряде городов при полном попустительстве местных органов власти... сочетается еще с таким дискриминационным решением, все это создает давление и сложности для нашей работы на Украине», – объяснил вчера Герман Греф. По его словам, Сбербанк во вторник ввел лимиты по своим операциям на Украине. На сегодняшний день резервы Сбербанка «по Украине» составляют примерно 70%, передает Reuters.
Позже Греф сообщил, что «сегодня происходит бетонирование центрального офиса в Запорожье, возникли серьезные трудности по выплате зарплаты у крупных предприятий. В течение последнего года мы насчитали уже сотни всевозможных актов вандализма», – сказал он.
В Запорожье представители партии «Национальный корпус» (бывший «Азов») заблокировали вход в центральное отделение Сбербанка, сообщают местные СМИ. Протестующие установили на въезде бетонные блоки, заблокировали цепями ворота и вывесили плакаты. Украинские правоохранители заявили, что у них нет причин для арестов, пока акция будет оставаться мирной. Если же активисты будут портить чужое имущество или нападать на сотрудников – тогда их могут привлечь к ответственности, говорят местные полицейские.
Накануне глава госкорпорации «Внешэкономбанк» Сергей Горьков рассказал, что окончательное решение о продаже украинского Проминвестбанка может быть принято уже на следующей неделе. Покупателем может стать венгерская банковская группа OTP. Горьков объяснил, что решение о продаже принимает наблюдательный совет ВЭБа. Глава ВЭБа отметил, что ОТР «активно интересуется», но эта компания всегда «достаточно длительно принимает решение».
«Мы совершенно точно знаем, что все банки с государственным российским капиталом, которые работают сегодня в Украине, ведут переговоры о потенциально возможной продаже», – объясняла ранее замглавы Национального банка Украины Екатерина Рожкова. По ее словам, продажа банков не должна повлиять на их клиентов, подчеркнув, что все оказавшиеся под санкциями банки являются ликвидными и могут выполнять все обязательства перед клиентами.
«Сбербанк (Украина) является одним из наиболее успешных и эффективных финансовых институтов Украины и играет значимую роль в экономике страны, – сообщили «НГ» в пресс-службе банка. – Мы надеемся, что в ближайшее время офисы банка в Киеве и других городах Украины будут разблокированы и банк вернётся к своему нормальному функционированию. С учётом позиции украинских властей Сбербанк в настоящее время действительно изучает возможности продажи своего украинского бизнеса. Однако изложенные в некоторых СМИ домыслы о деталях переговоров не соответствуют действительности. Сбербанк никогда не рассматривал возможности приобретения активов компании Roshen».
«Прямое влияние санкций на российские материнские банки будет ограниченным, поскольку доля украинских активов и пассивов в их балансах несущественна», – считает младший вице-президент Moody’s Лев Дорф. Но сами украинские банки с российским капиталом скорее всего пострадают. «Негативный информационный фон, введение ограничений со стороны регулятора, неопределенность относительно будущего могут привести к перебоям в их работе, повысить репутационные издержки и, вероятно, приведут к снижению уровня клиентского доверия, оттоку клиентских средств, сокращению ликвидности и ухудшению рыночных позиций», – полагает Дорф.
Санкции Украины против «дочек» российских госбанков не повлияют на финансовую устойчивость головных банков, заявил РИА Новости директор направления рейтингового агентства S&P Сергей Вороненко. После 2014 года украинский бизнес российских банков фактически перестал быть стратегически значимым для них. «Украинские дочерние банки примерно на 50–60% фондируются за счет своих материнских структур», – говорит Вороненко.
«Оптимальная стратегия для банков – поиск покупателя», – считает аналитик компании «Финам» Богдан Зварич. Альтернатива – занять выжидательную позицию. Возможно, ситуация в украинской политике придет в норму. Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов считает, что в действиях украинцев сейчас больше блефа и пиара. «Я не вижу повода для паники. Никаких чрезвычайных ситуаций, вроде изъятия средств, не происходит», – говорит Родионов.