Не в каждом новом жилом микрорайоне строятся новые школьные здания. Фото с сайта www.mosreg.ru
Россию вот-вот накроет новая демографическая волна, когда численность школьников увеличится почти в полтора раза. Учебных мест для них сегодня просто нет. Не случайно в стране есть немало школ, где обучение идет в две и даже в три смены. Чтобы ликвидировать дефицит в 6,5 млн школьных мест, казна должна где-то изыскать более 2 трлн руб. Пока же бюджет способен выделить на строительство школ лишь по 0,025 трлн руб. в год, что явно не решает проблемы.
Явным индикатором дефицита школьных мест является практика двух- и трехсменного обучения, которая распространена в России и которую вряд ли можно назвать нормальной. Чтобы сократить многосменное обучение, правительство ежегодно выделяет миллиарды бюджетных рублей и заставляет региональные власти строить новые школы. Но результатов это практически не дает – число школьников на многосменном обучении в стране не сокращается, а увеличивается.
Причина – в надвигающейся демографической волне, для реакции на которую в бюджете фактически нет денег. Дефицит школьных мест оценивается, по словам вице-премьера Ольги Голодец, в 6,5 млн мест. «Если три года назад у нас школьным образованием было охвачено чуть более 13 млн человек, то через три года в будущем у нас численность учащихся составит 19 млн человек», – объясняла Голодец на правительственном часе в Госдуме.
На вчерашней встрече вице-премьеров с главой правительства Дмитрием Медведевым Голодец напомнила, что создать 6,5 млн новых учебных мест планируется за 10 лет. Всего на строительство и реконструкцию школ за 10-летие планируется потратить более 2 трлн руб.
Однако нынешние темпы финансирования и темпы строительства вызывают большие сомнения в реализуемости этой школьной программы правительства. Действительно, чтобы за 10 лет выйти на обозначенные ориентиры, нужно расходовать ежегодно более 200 млрд руб. и создавать ежегодно более 600 тыс. учебных мест. А на практике бюджет выделяет в восемь раз меньше денег и получает в четыре-пять раз меньше учебных мест.
«В 2016 году на эти цели было выделено 25 млрд руб. В дополнение к федеральной программе регионы осуществляют свои мероприятия по реконструкции, вводу новых мест. Если считать полный объем всех созданных в 2016 году мест, то их число – 167 911 мест. Это очень хороший темп, который задан на старте», – объясняла вчера Ольга Голодец. В текущем году на строительство школ вновь выделено 25 млрд руб. И общий прирост учебных мест вряд ли будет больше.
«По поручению правительства мы перешли к тому, что вводим новые типовые школы. Это школы нового образца, современные с точки зрения новых образовательных стандартов, а с точки зрения экономики строительства абсолютно оптимальные», – рассказала вчера Голодец.
Обучение в три смены – это не подарок. Но сотни тысяч детей в стране вообще не имеют рядом школы. В России насчитывается 55 тыс. населенных пунктов с проживающими на их территории 300 тыс. учениками, где нет школ, сообщила в Госдуме заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.
По ее данным, бюджетные вливания никак не улучшили ситуацию с многосменным обучением. Число детей, которые учатся в третью смену, увеличилось за год на 9 тыс., а во вторую смену – более чем на 18 тыс. человек, сообщила Чистова. Бюджетные средства в 25 млрд руб. на 1 августа 2016 года были освоены только на 8,4%, рассказала зампред Счетной палаты.
«В этом году мы ожидаем, что будет введено дополнительно 170 тыс. новых мест, включая реконструкцию школ, которые нуждаются просто в модернизации», – пообещала вчера Голодец.