Банки с российским капиталом стали заложниками украинских властей и уличных активистов. Фото РИА Новости
Петр Порошенко ввел на год санкции против пяти работающих в Украине «дочек» российских банков: им запрещено выводить средства в пользу материнских структур. Центробанк заявляет, что даже негативный сценарий не окажет существенного влияния на их финансовую устойчивость. Эксперты одновременно с этим оценивают возможные потери российских госбанков в 5 млрд долл. Хотя украинская банковская система может пострадать еще сильнее, добавляют они. Украинские бизнесмены и депутаты прямо или через посредников активно ведут бизнес в России в самых разных отраслях – от пищевой до добывающей. И это дает Москве большое раздолье для обдумывания ответных мер вне зависимости от их эффективности.
Работающие в Украине «дочки» Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка (ВЭБ) оказались в списке организаций, которым теперь будет запрещено выводить в пользу материнских структур средства из Незалежной. Санкции сроком на один год вводятся против публичного акционерного общества (ПАО) «Сбербанк», ПАО «ВиЭс Банк», ПАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк» (Проминвестбанк), ПАО «ВТБ Банк», ПАО «БМ Банк». Об этом сообщила пресс-служба президента Украины Петра Порошенко.
О решении ввести санкции стало известно еще в среду. На официальном сайте Национального банка Украины (НБУ) пояснялось, что запрет вводится на прямое и опосредованное осуществление любых активных операций (предоставление межбанковских кредитов, депозитов, субординированных долгов, приобретение ценных бумаг, размещение средств на корсчетах); выплату дивидендов, процентов, возврата межбанковских кредитов или депозитов, денежных средств с корсчетов, субординированного долга; распределение прибыли; распределение капитала.
«Вместе с тем вышеуказанные санкции не останавливают проведения расчетов между резидентами Украины и их контрагентами, имеющими счета в материнских банках, и не помешают украинским банкам с государственным российским капиталом выполнять свои обязательства перед клиентами и вкладчиками банков», – уточняет украинский регулятор.
Также в среду замглавы НБУ Екатерина Рожкова сообщила: «Мы надеемся, что потенциальный выход банков с украинского рынка будет осуществлен цивилизованным путем – путем продажи или постепенного выполнения обязательств перед клиентами».
В четверг утром, когда украинские санкции еще не были официально приняты, глава ВТБ Андрей Костин признал в беседе с журналистами, что банковские ограничения Украины негативно скажутся на российских «дочках». Как передает ТАСС, по его словам, в Украине работать все тяжелее, и решения украинских властей подталкивают к выходу из банковского сектора этой страны. Хотя он добавил, что еще больше от санкций пострадает сама банковская система Украины.
«Нам кажется, что прежде всего это нанесет ущерб экономике Украины, гражданам Украины. Безусловно, когда ты вкладываешь деньги в экономику страны, а не можешь даже процент обратно получать, это создаст препятствия для дальнейшей действительности российских финансовых учреждений», – передает слова Костина агентство «Прайм».
Тем самым Костин высказался о последствиях аккуратно. Еще аккуратнее был Центробанк РФ. «Банк России проводит с банками, имеющими активы в Украине, работу по моделированию негативного сценария, в том числе сценария полного обесценения этих инвестиций. По сделанным оценкам, с учетом незначительного объема этих инвестиций в балансах российских банковских групп и уже созданных под их обесценение резервов даже самый негативный сценарий не окажет существенного влияния на их финансовую устойчивость», – сообщает пресс-служба ЦБ.
Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что «дочки» российских банков уже создали достаточные резервы под свои вложения в Украине. «Я слышал, что это единственная здоровая часть банковской системы Украины», – добавил он.
Решение Киева «безусловно, противоречит международному праву», заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Конечно, будем при необходимости защищать всеми доступными законными средствами интересы наших кредитно-финансовых учреждений», – пообещал он.
Некоторые опрошенные «НГ» эксперты ожидают, что банковские санкции Украины рикошетом ударят по ней самой. «На фоне того, что банковскую систему Украины шатает из-за ситуации с Приватбанком, подобный эксперимент может закончиться плохо. Собственных крепких банков в стране почти нет, а иностранные «дочки» будут чувствовать себя очень некомфортно, – считает аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – Часть банковского бизнеса зарегистрирована на иностранные холдинги, значит, Украине не избежать международных судов».
Продукцию украинских предприятий на территории России можно увидеть почти в каждом магазине. Фото РИА Новости |
«От санкций выиграют крупнейшие украинские госбанки и филиалы некоторых европейских банков, которые присутствуют в Украине: их доли на рынке были меньше 3%, но теперь у них есть шанс вырасти», – добавляет замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Эксперт уточняет, что в России бенефициаром этой ситуации может стать юридически люксембургский «Альфа-Банк», на который санкции не распространяются и который как минимум не потеряет своей доли на рынке.
Последствия для России эксперты оценивают по-разному. «Российский банковский сектор достаточно успешно справлялся с трудностями в условиях ухудшающейся макроэкономической ситуации в Украине даже в самый острый период украинско-российского кризиса. Одним из основных факторов сохранения устойчивости стало эффективное управление рисками и своевременное начисление резервов, – говорит эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин. – Тем не менее риск оттока вкладов как физических, так и юридических лиц по мере усиления давления на российские дочерние банки со стороны украинских властей значительно возрос».
Как сообщает завкафедрой экономики и финансов факультета экономических и социальных наук Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Алла Дворецкая, по статистике Банка России, активы банковского сектора РФ в Украине составляют 0,3% всех зарубежных активов. Это незначительная величина.
В то же время при неблагоприятном развитии ситуации суммарные потери попавших под санкции госбанков достигнут миллиардов долларов. «Они составят, по нашим оценкам, от 3 млрд до 5 млрд долл., включая репутационные риски для их брендов», – сообщает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «При невозможности перепродать активы или вывести их через офшоры полные потери инвестиций могут ограничиться 4 млрд долл. Но при грамотном структурировании вывода активов потери могут уменьшиться», – считает Дворецкая. По ее словам, каждый из банков, очевидно, имеет собственные схемы продажи активов: «Покупателями могут быть аффилированные с украинским бизнесом зарубежные банки или промышленные структуры». Уточним, ранее в СМИ появлялась информация НБУ, согласно которой активы «дочек», попавших под санкции, составляют более 5 млрд долл.
Теоретически у российских властей появился повод внимательнее приглядеться к имеющимся в РФ украинским активам. Анализ информации из открытых источников показал, что украинские предприниматели, депутаты и чиновники либо напрямую, либо через посредников, включая офшорные компании, активно ведут бизнес на территории РФ.
Речь идет не об одной только скандально известной кондитерской фабрике «Рошен», основанной Петром Порошенко. Украинцы ведут бизнес в России в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, включая производство молочных продуктов и алкогольной продукции, в металлургии, энергетическом секторе, включая газодобычу, в сфере автопродаж, гостиничном секторе, сфере недвижимости, строительстве, текстильной промышленности и т.д. Причем это не только бизнес, сохранившийся у украинцев в Крыму, но и предприятия, расположенные, например, в Курской, Вологодской, Ростовской областях, Адыгее. Украинские СМИ публикуют расследования с десятками примеров, ведь не всегда украинские инвесторы признаются в тесных связях с Россией. Хотя есть примеры, когда такая кооперация не скрывалась. Так, производитель «Хортицы», международный алкогольный холдинг Global Spirits, основанный украинцем Евгением Черняком, владеет ликеро-водочным заводом «Русский Север» в Вологде.
Близкие к Кремлю источники утверждают, что одной из главных тем недавней телефонной беседы президента РФ Владимира Путина и Петра Порошенко была судьба принадлежащих украинским инвесторам предприятий на территории России.
Как считают эксперты, Москва действительно может пойти на ответные меры и заблокировать украинские активы в РФ. «В последнее время отношения Украины и России строятся именно на таком принципе: око за око, – говорит адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. – При этом нужно помнить о других козырях России, главный из которых – газ». Возможности применения российской стороной принципа взаимности остаются, соглашается гендиректор «ФинЭкспертизы» Нина Козлова.
Среди возможных российских ответных мер Мильчакова называет запрет денежных переводов из России в Украину через российские банки и платежные системы. Директор Института актуальной экономики Никита Исаев допускает, что под ответные санкции могут попасть активы украинцев в российской пищевой промышленности. Хотя как уточняет Антонов, «масштабы украинских активов в России и российских в Украине несопоставимы». По его оценкам, украинские активы в десятки раз меньше российских в Украине.