Глава Минтруда Максим Топилин делает первые шаги на пути к легализации неформальной занятости. Фото РИА Новости
В правительстве впервые публично признали, что формальная занятость в России опасно сократилась за последнее десятилетие. При этом в рамках борьбы с теневым сектором Минтруд хочет дать региональным властям право доступа к персональным данным по учету страховых взносов граждан. После чего регионы, как пояснил министр Максим Топилин, смогут более детально работать с так называемыми тунеядцами – вплоть до проведения бесед и сельских сходов, а также корректировки их социального обеспечения.
Минфин обнародовал данные, из которых следует, что неформальный сектор в России нарастал почти десятилетие. От правительственных чиновников такие признания услышишь не часто.
«Доля формальной занятости в структуре занятости внебюджетного сектора, которую мы наблюдали последние семь-восемь лет, снижалась примерно на 0,7% в год. Если мы предположим, что она так и будет дальше снижаться, это приведет к довольно существенным выпадающим доходам для бюджетной системы», – заявил вчера журналистам замминистра финансов Владимир Колычев, передает РИА Новости.
Из чего можно сделать вывод, что одновременно с этим разрастался теневой сектор. Причина – высокие страховые взносы, пояснил Колычев.
В то же время глава Минтруда Максим Топилин, выступая в среду на правительственном часе в Госдуме, рассказал, что благодаря работе специальных комиссий и инспекций в регионах властям удалось снизить неформальную занятость. «Около 4,5 млн человек нам удалось вывести из тени, зафиксировать, что с ними заключены трудовые договоры», – сказал министр.
Правда, он уточнил, что теоретически «трудовой договор можно не исполнять или положить под сукно». Поэтому еще один способ легализации неформальной занятости – отслеживать поступления страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР).
«У нас в Госдуме находится законопроект, по которому официальным представителем является Минтруд. Это законопроект о внесении изменений в закон о персонифицированном учете, в соответствии с которым данные о персонифицированном учете (с соблюдением всех требований по защите персональных данных) Пенсионный фонд сможет передавать регионам с тем, чтобы те четко видели, за кого уплачиваются страховые взносы, а за кого нет. Сейчас такой возможности у субъектов РФ нет», – сообщил Топилин.
В пресс-службе Минтруда пояснили «НГ»: «На практике реализация законопроекта будет означать право регионов запрашивать информацию о лицах, проживающих в регионе и зарегистрированных в качестве застрахованных, о факте их работы и наличии или отсутствии доходов. Мера направлена на более четкое осуществление регионами своих полномочий как страхователя за нетрудоспособное население в системе обязательного медицинского страхования. Она будет способствовать реализации функции оказания адресной целевой социальной помощи нуждающимся».
Фактически Минтруд планирует дать региональным властям право контролировать кошельки граждан. И региональные власти смогут после этого корректировать схемы оказания социальной помощи гражданам по линии соцзащиты.
Отвечая на вопросы депутатов, Топилин уточнил, что это будет один из первых шагов на пути к легализации неформального сектора, после чего «регионы смогут более детально с этими людьми работать – вплоть до бесед, почему это происходит, сходов сельских».
Правда, с 2017 года функции администрирования страховых взносов передаются налоговым органам. Поэтому не совсем понятно, насколько корректно будет запрашивать персонифицированные данные именно у ПФР. Пенсионный фонд от комментариев воздержался.
Помимо этого власти готовят очередные предложения по регулированию труда самозанятых, определению их статуса. По официальным оценкам, сейчас около 15 млн человек трудоспособного возраста работают в серой зоне, без легального оформления трудовых отношений. Как считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, если все законодательные нормы для легализации самозанятых будут приняты в течение года, это позволит вывести из тени 15 млн «мнимых безработных», передает ТАСС.
Информагентства напоминают, что в прошлом году Совет Федерации одобрил закон, предусматривающий двухлетние налоговые каникулы для самозанятых граждан после постановки на учет в налоговых органах. Под его действие подпадают няни и сиделки, репетиторы, граждане, работающие в сфере уборки и ведения домашнего хозяйства. По истечении двух лет самозанятые должны будут либо прекратить свою деятельность, либо стать индивидуальными предпринимателями, либо начать платить подоходный налог.
Как показывает опыт Белоруссии, попытки властей внедрить налог на так называемых тунеядцев чреват массовыми протестами. И в определенный момент власти могут даже оказаться перед необходимостью хотя бы частично откатить свои решения назад (см. «НГ» от 20.02.17, 01.03.17, 06.03.17, 09.03.17, 13.03.17).
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко надеется вывести из тени 15 млн «мнимых безработных». Фото с сайта www.council.gov.ru |
В пресс-службе Минтруда вчера подчеркнули, что никаких законопроектов по «налогу на тунеядство» нет. Но, как считают многие опрошенные «НГ» эксперты, гражданам не понравится даже такая новация, которая предполагает персональную проверку их кошельков.
«Принятие подобного рода изменений может вызывать негативные настроения целого пласта российского населения, которое может оказаться не готовым к таким поправкам», – ожидает руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов. Саму идею он называет интересной, но уточняет, что «механизм ее реализации пока не понятен, а масштаб проблем, который может возникнуть на практике, на данный момент оценить сложно».
«Открытость информации для государственных органов – нормальная ситуация. Сам факт учета информации смущать не должен. Но окружающие нас реалии заставляют беспокоиться о методах борьбы с нелегальной занятостью, – обращает внимание член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. – Поэтому пока что нельзя исключать возможность оказания давления на людей, которые не стоят на учете на бирже труда и не делают отчисления в социальные фонды».
Как говорит Вовк, борьба с так называемыми тунеядцами – опасная затея, особенно когда у населения стабильно снижаются доходы. «Люди уходят в тень не от хорошей жизни, а ради выживания: для многих это единственный вариант иметь приемлемый уровень дохода, – поясняет эксперт. – И еще вопрос: как отличить тунеядца от человека, лишившегося работы? В России биржа труда не стала эффективным инструментом поиска работы, поэтому многие туда и не идут». Трудно будет заставить платить дополнительные налоги или регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя миллионы людей в той же сельской местности, где живут основном за счет натурального хозяйства, добавляет Вовк.
«Под удар попадут в основном наименее обеспеченные граждане, нововведения усилят и без того широкое расслоение населения по доходам, – считает аналитик компании «Алор Брокер» Сергей Королев. – Более или менее состоятельные люди имеют сотни возможностей быть оформленными на работу по минимальной ставке и платить микроскопические взносы, соблюдая закон».
В то же время часть экспертов надеется, что белорусский сценарий в России не повторится. По мнению аналитика компании «Солид Менеджмент» Сергея Звенигородского, правительство РФ постарается по максимуму определить круг лиц, которых коснется нововведение. «Массовых выступлений не начнется», – уверен Звенигородский.
Адвокат Оксана Грикевич добавляет, что и без законопроекта Минтруда кошельки граждан проверяют налоговая служба, Пенсионный фонд. Если в этом списке окажутся еще региональные власти, то граждане могут и не обратить на это внимания. Иное дело – если людям ограничат доступ к медицинской помощи, установят минимальный порог налогов и страховых взносов в год для доступа к услугам лечебных учреждений. «Если план по ограничению доступа так называемых тунеядцев к медицинской помощи будет реализован, тунеядцы не выйдут на свет, они будут искать, куда бы пристроить трудовую книжку, чтобы «показать» самую минимальную заработную плату», – ожидает Грикевич.
«Самый эффективный способ вывести предпринимателей из тени – снизить налоги», – говорит Вовк. «Вывести из тени самостоятельно занятых граждан можно, предложив им не только кнут, но и пряник – например, какие-то льготы, направленные на их детей или родителей», – считает Королев. Поможет комплекс мер, говорит Варламов: создание новых рабочих мест, предоставление льготного кредитования для начинающих предпринимателей, повышение квалификации работников и т.п. «Логично было бы ловить платежеспособных так называемых тунеядцев, для этого достаточно контролировать крупные покупки, – добавляет Грикевич. – Но здесь чиновники рискуют поймать собственный хвост».