Фото Gettyimages
Зарубежный бизнес ощутил, что российская экономика оживает. Доля иностранных предпринимателей, позитивно оценивающих деловой климат в РФ, выросла за 2016 год почти в четыре раза, объявил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Правда, оптимистов среди иностранных бизнесменов все равно меньшинство. Судя по многим опросам, перспективной отраслью РФ иностранцы называют сельское хозяйство. Но, похоже, в условиях импортозамещения не все могут стать инвесторами в России. Количество зарубежных бизнесменов, сталкивающихся в стране с недобросовестной конкуренцией, стремительно растет.
В России стало больше иностранных бизнесменов, позитивно оценивающих динамику предпринимательского климата. Если в 2015 году позитивные оценки давали лишь 6% работающих в РФ иностранных компаний, то в 2016-м – почти в четыре раза больше: 23%. Такие данные приводятся в исследовании «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России», проведенном РСПП и FleishmanHillard Vanguard. О количестве опрошенных не сообщается.
Одновременно с этим сокращалась доля зарубежных предпринимателей, негативно оценивающих изменения делового климата в России. В 2016 году она составила 53% против 77% в 2015-м и 82% в 2014-м. Такие изменения, конечно, воодушевляют. Однако до сих пор оптимистов среди иностранных бизнесменов меньше, чем пессимистов: просто не в 13 раз, как в 2015-м, а в 2 раза.
Позитивные тенденции отражают и другие опросы. Например, уже в середине прошлого года Ассоциация европейского бизнеса сообщила, что в 2016-м 35% из 89 опрошенных европейских компаний ожидают увеличения инвестиций в России в ближайшие два-три года. До этого доля респондентов, ожидающих увеличения инвестиций в РФ, стабильно сокращалась: с 70% в 2012 году до 23% в 2015-м.
В Российско-германской внешнеторговой палате вчера рассказали «НГ» о результатах опроса, который проводился палатой и Восточным комитетом германской экономики среди почти 200 компаний.
«В 2015 году Россия пережила масштабный конъюнктурный спад, и тогда 94% германских компаний отметили ухудшение делового климата. Это был худший результат за всю историю опроса с 2005 года. Даже во время финансового кризиса 2008–2009 годов немецкие компании давали более позитивную оценку», – напомнили в палате.
Но теперь положение опрошенных немецких компаний значительно улучшилось. «Треть из них охарактеризовали ситуацию с собственным бизнесом как хорошую или очень хорошую, 46% считают ее удовлетворительной, 63% рассчитывают на рост оборота в России в 2017 году. Треть компаний намерена инвестировать в Россию средства в течение ближайших 12 месяцев, 40% собираются увеличить численность персонала», – сообщают в Российско-германской внешнеторговой палате.
Правда, одного оживления экономической ситуации для привлечения иностранных инвестиций явно недостаточно. Например, как следует из опроса РСПП, наиболее острыми проблемами для иностранного бизнеса в России остаются недостаток квалифицированных кадров, высокие административные барьеры, рост цен, коррупция в органах власти, недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав.
И не во всех случаях острота проблем с течением времени снижалась. Так, за два года выросла доля иностранных бизнесменов, указывающих на недостаток квалифицированных кадров, – с 27% в 2014-м до 47% в 2016-м, а также доля предпринимателей, которые жалуются на высокие административные барьеры, – тоже с 27 до 47%.
Но самый тревожный итог прошлого года – резко выросла доля иностранных предпринимателей, говорящих о недобросовестной конкуренции как факторе, мешающем предпринимательской деятельности в стране. В 2016-м она составила 29%. По сравнению с 2014-м рост в 3 раза, а по сравнению с 2015-м – сразу в 6 раз, следует из данных РСПП.
Список слабых точек не изменился, и в этом смысле каких-то кардинальных изменений в прошлом году не произошло. «Остается пока бюрократия на первом месте, есть административные барьеры из-за отсутствия эффективной смычки федеральных органов с региональными властями и руководителями муниципалитетов. Наши внутренние опросы тоже это показывают», – подтвердил вчера «НГ» гендиректор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский.
Организаторы опросов выясняли, какие отрасли российской экономики кажутся иностранному бизнесу наиболее перспективными для инвестиций. «Это и сфера здравоохранения, и высокотехнологичные отрасли, и производство отдельных категорий товаров широкого потребления», – говорит гендиректор FleishmanHillard Vanguard Елена Фадеева.
«Из новых ниш для французов на первом месте агропромышленный комплекс и все, что связано с энергоэффективностью, сортировкой и переработкой мусора, ЖКХ и обустройством городских пространств», – перечисляет Шинский. Он добавляет: «Для французов Россия – это стратегически интересный рынок в силу численности населения, необъятной территории и «пустоты» местного производства во многих отраслях и нишах. А еще это выход на рынки ЕврАзЭс».
«Опрошенные компании по-прежнему считают сельское хозяйство и пищевую промышленность наиболее интенсивно растущими отраслями в России, – сообщают в Российско-германской внешнеторговой палате. – Второе место со значительным отставанием занимает машиностроение, на третьем месте – сектор ископаемых энергоносителей. По сравнению с прошлым годом утратила свои позиции отрасль информационных технологий и телекоммуникации, которая в 2016 году располагалась на втором месте».
Некоторые опрошенные «НГ» эксперты обращают внимание, что еще «до санкций во многих секторах России рентабельность была выше, чем в других странах». «Сейчас для иностранных компаний, которые не боятся санкций, открылось еще больше секторов вплоть до нефтесервиса, – считает управляющий активами General Invest Денис Горев. – Учитывая низкую стоимость российской рабочей силы в долларовом выражении, сейчас для многих компаний довольно привлекательно смотрится даже организация сборочных производств в России».
Однако на практике далеко не во всех секторах иностранный бизнес сейчас может спокойно работать. «С одной стороны, политика импортозамещения дает свои плоды: доля производимых в России товаров и услуг значительно выросла за прошедшие годы. С другой стороны, иностранные компании, локализовавшие собственное производство в РФ, иногда сталкиваются с проблемой, когда их продукция не сразу получает статус «Сделано в России», – обращают внимание в Российско-германской внешнеторговой палате. Как показал опрос немецких компаний, чаще всего они ощущают протекционистские меры в тендерах на госзакупки, импортных поставках, процедурах получения разрешений.
Поэтому чтобы привлечь больше иностранных инвестиций в РФ, нужно создавать равные условия для всех, уточняют в палате. «Нужны четкие и понятные правила игры на рынке, отсутствие недобросовестной конкуренции, развитость инфраструктуры, качество законодательного регулирования», – добавляет Елена Фадеева.
Правда, некоторые представители зарубежного бизнеса все же говорят о растущей конкуренции – например, между регионами за инвестора. Так, Шинский отмечает, что «российское правительство сейчас защищает иностранных инвесторов от коррупции, на самом верху оно открыто для обращений с их стороны, и, как следствие, с иностранными компаниями власти в регионах ведут себя деликатно и демонстрируют рабочий подход».