На смену традиционным формам торговли приходит инфраструктура доставки интернет-посылок. Фото Reuters
Интернет-торговля стремительно меняет современный мир. Всего за несколько лет китайские онлайн-магазины и интернет-агрегаторы обогнали по капитализации российский «Газпром» и другие нефтегазовые компании. А к 2030 году объем семейного онлайн-потребления в странах Азии сравняется с суммарным потреблением в Евросоюзе и в США, сообщает «Синьхуа». Помогают онлайн-магазинам и в России. Вчера правительство РФ одобрило законопроект, который нагружает интернет-агрегаторов дополнительной ответственностью в части информирования покупателей о происхождении предлагаемых ими товаров.
Жители стран Азии занимают первое место в мире по ежегодным средним объемам онлайн-сделок. В среднем азиаты совершают ежегодно по 22,1 сделки в онлайн-режиме. Для Северной Америки этот показатель составляет 19 сделок, для Европы – 18,4 сделки. Так пересказывает китайское агентство «Синьхуа» исследование международной консалтинговой компании KPMG. По прогнозу этой компании, к 2030 году азиатский регион станет крупнейшим в мире рынком семейного потребления. В 2030 году рынок семейного онлайн-потребления в США достигнет 17 трлн долл. В странах Европы онлайн-продажи увеличатся до 16 трлн долл. В Азии этот показатель сравняется с суммарным объемом продаж в Европе и в США, то есть составит 33 трлн долл. Такие перспективы связаны с развитием Интернета и мобильного потребления, объясняет «Синьхуа».
В России до подобных объемов онлайн-продаж еще очень далеко. Так, в прошлом году интернет-продажи в РФ составили, по некоторым оценкам, около 15 млрд долл. Несмотря на скромные размеры, отечественный сектор онлайн-торговли растет уверенными темпами. И российские чиновники помогают этому процессу по мере своих сил.
Вчера на заседании правительства РФ был утвержден законопроект, подготовленный чиновниками Роспотребнадзора, о поправках в законодательство о торговле. Новый проект вводит понятие «агрегатор товаров и услуг» в качестве самостоятельного субъекта ответственности. Эта ответственность устанавливается перед потребителями, но лишь в части соблюдения их прав на информацию о товаре или услуге.
Законопроект возлагает на агрегаторов обязанность по информированию потребителя и «ответственность за реальный ущерб в пределах суммы предварительной оплаты, обусловленный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре или продавце, на основании которой был заключен договор с потребителем».
Появление нового проекта в Роспотребнадзоре объясняют тем, что «с 2012 года количество жалоб в Роспотребнадзор по дистанционной торговле выросло в 2,5 раза и составило более 34 тыс. за пять лет». Основные жалобы потребителей связаны с нарушением порядка возврата товара, в том числе ненадлежащего качества, а также с нарушением продавцом сроков доставки и отказом продавца в удовлетворении требований потребителей.
Ранее в прессе появились сообщения, что против последней версии законопроекта возражали сами интернет-агрегаторы. Однако Роспотребнадзор заявил вчера, что законопроект согласован с заинтересованными федеральными ведомствами, «неоднократно обсуждался с представителями интернет-индустрии и общественных объединений потребителей, в том числе в последней редакции от 7 февраля 2017 года». «Законопроект 9 марта 2017 года одобрен правительством РФ и будет в установленном порядке внесен в Госдуму, где может быть дополнительно проработан ко второму чтению с учетом мнения всех заинтересованных сторон», – предупреждают возможную критику чиновники.