Фото Gettyimages
Крупнейшие экспортеры картеля ОПЕК хотят повысить мировые нефтяные цены до уровня в 60 долл. за баррель. При таких ценах в ОПЕК не видят рисков заметного роста добычи сланцевой нефти в США, сообщает Reuters. Если планы картеля реализуются, то российскому Минфину скорее всего придется отказаться от только что сформулированного бюджетного правила. Пока оно предусматривает, что на все нефтегазовые доходы бюджета при цене нефти выше 40 долл. правительство закупает валюту.
Саудовская Аравия хочет роста цен на нефть примерно до 60 долл. за баррель в текущем году, сказали Reuters пять источников из стран ОПЕК и нефтяной отрасли. Это отметка, которая, как считают крупнейший производитель в ОПЕК и его партнеры в Персидском заливе ОАЭ, Кувейт и Катар, привлечет инвестиции в новые месторождения, но не приведет к скачку добычи сланцевой нефти в США.
Напомним, что плавное снижение нефтяных цен с уровня 120 долл. до 30–40 долл. организовали летом 2014 года именно власти Саудовской Аравии в ответ на рост сланцевой добычи в США. И точно так же власти Саудовской Аравии обеспечили подписание в конце прошлого года соглашения о сокращении добычи, которое вернуло цены на уровень в 55 долл. за баррель. Поэтому к ценовым ориентирам, которые формулируют саудовцы, нужно относиться всерьез.
Представители ОПЕК неоднократно говорили, что организация не стремится к конкретной цене нефти и добивается лишь сокращения мировых запасов нефти и восстановления баланса на рынке, напоминает Reuters. Однако за закрытыми дверями Эр-Рияд и партнеры по ОПЕК в Персидском заливе говорят, что надеются на продолжение роста цен на нефть, поскольку их низкий уровень угрожает их финансовым показателям и порождает беспокойство относительно дефицита запасов в будущем.
Но в ОПЕК не хотят спровоцировать рост сланцевой добычи в США. «Саудиты хотят, чтобы нефть стоила 60 долл. к концу этого года. Это хорошо для инвестиций», – заявил Reuters источник из нефтяной отрасли в Персидском заливе. Другой источник агентства за пределами Персидского залива сказал, что «ОПЕК, и особенно саудиты, хотят роста цен» не только для инвестиций, но и для продажи доли в государственном нефтяном гиганте Saudi Aramco.
С середины 2014 года были отменены или отложены нефтяные проекты общей стоимостью свыше триллиона долларов, сообщает Reuters. «В целом цена около 60 долл. в этом году будет удовлетворительной. Она не приведет к столь большому росту добычи сланцевой нефти», – сказал агентству источник в ОПЕК, отметив, что производство сланцевой нефти, как ожидается, увеличится примерно на 300 тыс. барр. в сутки в текущем году. Для сравнения: согласованное сокращение добычи убирает с рынка 1,8 барр. в сутки.
Такая позиция саудитов портит всю игру российского Минфина, который угрозой снижения нефтяных цен и добивается отправки за рубеж всех доходов правительства, которые оно получает при цене нефти выше 40 долл. за баррель. В понедельник глава Минфина Антон Силуанов объявил, что его ведомство требует установить для нового бюджетного правила в качестве параметра, ограничивающего расходы бюджета РФ, цену нефти в 40 долл. за баррель, с учетом инфляции в США. «Мы обсуждали этот вопрос, мнение экономического блока – надо в весеннюю сессию выходить с поправками в Бюджетный кодекс по бюджетному правилу», – рассказал министр.
Теперь же объяснить, почему Россия должна отправлять в США треть своих нефтегазовых доходов, чиновникам Минфина РФ будет не просто. Впрочем, некоторые эксперты уверены, что Минфин РФ справится и с такой непростой задачей. «Сомневаться в способностях Минфина не стоит. Они уже с февраля работают согласно новому правилу. Ежедневно на пополнение Резервного фонда направляется 6,3 млрд руб. Однако остается открытым вопрос в механизме этих операций: неясно, какие рубли направляются на покупку валюты, рубли ЦБ РФ или рубли Минфина, или потом происходят внутренние взаимозачеты», – говорит главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов.
Тем не менее у многих наблюдателей возникает вопрос: в чем экономический смысл резервирования трети нефтегазовых доходов в американской валюте в условиях бюджетного дефицита и сокращения бюджетных инвестиций в экономику? «В правительстве необходимость этого определили так: для снижения волатильности рубля, его большей прогнозируемости и уменьшения зависимости бюджета от внешней конъюнктуры. Оценивать подобные меры можно по-разному. Иногда действительно возникает вопрос: зачем «огород городить», зачем создавать себе лишние трудности?» – рассуждает Богданов.
«Даже если и будет установлена точка отсечения в 40 долл. за баррель, этот пункт всегда можно будет пересмотреть. Долгосрочное бюджетное планирование пока дается российским властям очень сложно, документ пересматривают несколько раз в течение года. Приватизационные планы, нефтегазовые доходы и прочие статьи постоянно корректируются. Поэтому и новое бюджетное правило можно будет при необходимости «подвинуть», – считает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. Если средства, поступающие в резервные фонды, будут изыматься оттуда для покрытия бюджетного дефицита, то смысла в новом бюджетном правиле не будет, говорит Касьянова.
«Сможет ли Минфин настоять на цене отсечения бюджета в 40 долл.? Я думаю, что он это уже сделал», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин. По его словам, менять политику резервирования с опорой только на заявления некоторых членов ОПЕК было бы опрометчиво.
«Резервирование трети нефтегазовых доходов ставит своей целью уменьшить волатильность курса рубля и не допустить разгона инфляции из-за разовой выплаты 5 тыс. руб. пенсионерам», – отмечает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
Примечательно, что в комментарии «НГ» представители Минфина не отстаивали цену отсечения в 40 долларов, а лишь защищали сам механизм бюджетного правила.
«Надеяться на сохранение относительно высоких цен на нефть в течение продолжительного периода в текущей обстановке опрометчиво. И уж тем более не стоит строить экономическую политику на таких надеждах. Механизм бюджетного правила как раз позволяет вывести за скобки фактор неопределенности, связанный с ценами на нефть - изолировать всю экономику от влияние вредоносной конъюнктурной волатильности - своего рода пилюля от голландской болезни. В этом и есть экономический смысл бюджетного правила - обеспечить для бизнеса и населения предсказуемые условия, в минимальной степени подверженные влиянию изменчивой конъюнктуры на рынке энергоносителей», - заявили НГ в Минфине.