Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко требует от Киева снять транспортную блокаду Донбасса. Фото РИА Новости
Непризнанные республики востока Украины выдвинули киевским властям ультиматум: снятие транспортной блокады или полная переориентация промышленности Донбасса на Россию. При этом Киев лишается налоговых отчислений, которые платили предприятия Луганской и Донецкой народных республик. С 1 марта основной валютой в ЛНР объявлен российский рубль.
Начатая в январе транспортная блокада Луганской и Донецкой народных республик переводит украинский кризис на новый уровень. Ветераны украинских националистических батальонов перекрыли движение грузовых поездов через границы ЛНР, ДНР с основной территорией Украины. Из-за этого останавливается производство и в Донбассе, и в Украине.
Разрушение производственных цепочек ведет к дезинтеграции промышленности и создает угрозу энергетического кризиса. Однако режим Петра Порошенко пока не решается на силовое противостояние с организаторами блокады. Не помогло и вмешательство киевских послов стран «большой семерки», которые призывали к снятию транспортной блокады Донбасса.
А вчера главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий пообещали ввести внешнее управление на предприятиях украинской юрисдикции и остановить поставки угля Украине, если Киев не прекратит транспортную блокаду Донбасса к началу марта. «Мы будем перестраивать все производственные процессы и ориентировать их на рынок России и других стран», – говорится в совместном заявлении Захарченко и Плотницкого.
Порошенко уже призывал так называемых оппозиционеров разблокировать транспортные коридоры. По его словам, блокада Донбасса угрожает оставить миллионы человек без света и тепла, остановить заводы и лишить страну 2 млрд экспортной выручки, что приведет к дестабилизации курса национальной валюты, напоминает Reuters.
С понедельника остановил работу Донецкий металлургический завод (ДМЗ), входящий в группу «Донецксталь» из-за блокады поставок железорудного сырья. Ранее прекратили работу Енакиевский металлургический завод и объединение «Краснодонуголь» (см. «НГ» от 22.02.17).
Испытывают серьезные проблемы и предприятия в Мариуполе на подконтрольной Киеву территории. Мариупольский металлургический комбинат (ММК) и меткомбинат «Азовсталь» снизили производство из-за сложностей с доставкой сырья. Транспортная блокада ЛНР и ДНР раскалывает фундамент экономической стабильности Украины, утверждают в местной прессе директора этих предприятий.
Между тем в ДНР уверены, что могут быстро восстановить работу пострадавших предприятий. Остановленные из-за транспортной блокады предприятия в Донецкой народной республике могут быть запущены в течение двух месяцев, заявил вчера Александр Захарченко. «Конкретные сроки назвать тяжело, от месяца до двух», – сказал он. По его словам, после перехода предприятий из украинской юрисдикции в правовое поле ДНР республика сможет наполнять за их счет до 70% своего бюджета.
Однако российские эксперты настроены не столь оптимистично. «Есть очень маленькая вероятность, что продукция предприятий Донбасса найдет спрос в России. Почти все, что производится в Донбассе, также производится и в России. Шансов прямого легального экспорта в третьи страны также нет», – говорит аналитик «Альпари» Антон Козюра.
Донецкий металлургический завод полностью остановил работу из-за транспортной блокады. Фото Михаила Почуева/ТАСС |
«Говорить о том, что Донбасс сможет что-то производить на экспорт и на этом зарабатывать, можно будет лет через пять при условии, что военные действия прекратятся сегодня. В условиях войны никакой устойчивой экспортно ориентированной экономики создать невозможно. Пока Донбасс остается чисто дотационным регионом, и его экономическая самостоятельность – это вопрос далекого будущего», – считает аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко. «Технологически разделить предприятия Донбасса и остальной части Украины на данный момент невозможно. Затраты на это разделение сделают производство нерентабельным», – говорит эксперт.
«Спрос со стороны российских предприятий на продукцию Донбасса все же можно найти. Недавно, например, появились сообщения, что в российском «Мечеле» размышляют о возможности реанимировать производство на Донецком электрометаллургическом заводе. Но пока не будет налажен надежный канал поставок и отгрузки готовой продукции, говорить об экспорте в третьи страны и Россию не приходится», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
В первую очередь нужно сказать, что эти компании в какой-то степени будут конкурентами российских производителей, а власти неоднократно заявляли о необходимости поддержки именно отечественной промышленности. Пойдут ли власти на это – пока непонятно. Не стоит забывать, что налаживание сотрудничества с Россией может занять годы и потребовать много ресурсов. Возможность экспорта продукции через территорию РФ пока неясна. Это может привести к дополнительным санкциям, которые могут быть наложены как на страну в целом, так и на отдельных производителей, кроме того, возможны значительные репутационные риски, что может ухудшить экономическое положение российских предприятий», – прогнозирует замгендиректора компании «Финам» Ярослав Кабаков.
«До войны экспортный потенциал предприятий Донбасса имел тенденцию к росту. В 2014 году экспорт товаров составил 8,4 млрд долл., показав снижение с предыдущим годом на треть. В январе–июле 2016 года экспорт из региона составил 1,4 млрд долл., что меньше января–июня 2015 года на 21,2%. Причины спада – война, блокада со стороны Киева, падение цен в мировой металлургии. Но даже небольшой объем продукции теоретически можно перенаправлять в Россию, интересанты найдутся. Сложнее придется с другими потенциальными покупателями – Китаем, Турцией, Венгрией из-за проблемы легитимности поставок», – объясняет первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Технологическое разделение предприятий Донбасса и остальной части Украины возможно, но с экономической точки зрения нецелесообразно», – говорит эксперт. По его словам, Киев скорее всего пойдет на уступки, поскольку украинские власти заинтересованы в поставках недорогого угля Донбасса.
Не в восторге российские финансисты и от официального введения российского рубля на территории ЛНР. Как известно, с 1 марта постановлением совмина ЛНР российский рубль объявлен основной денежной единицей республики. «На наш взгляд, для России это не самая лучшая идея. Во-первых, появляется новый повод для обвинения России в аннексии востока Украины и соответственно продления или ужесточения санкций. Во-вторых, для финансовых рынков рубль становится валютой территории, вовлеченной в военный конфликт. А это предполагает дисконт и в отношении рубля, и в отношении российских акций», – говорит директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, было лучше начать выпуск собственной валюты ЛНР или единой валюты для ЛНР и ДНР.