Министр нефти Кувейта Ассам аль-Марзук рассказал, что скоро картель свяжется с четырьмя странами, чтобы обсудить сокращение добычи. Кадр из видео Youtube
Государства, входящие в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), почувствовали себя главными жертвами соглашения о синхронном сокращении добычи. По их оценкам, страны вне картеля выполняют соглашение лишь на 50%, в то время как сама ОПЕК – на 92%. И хоть об этом прямо не говорится, но не исключено, что некоторое неудовольствие у ОПЕК могла вызвать Россия. Из всех стран вне картеля именно она должна больше всего сократить добычу. При этом РФ продолжает наращивать экспорт.
Члены ОПЕК выполняют соглашение о синхронном снижении добычи на 92%, а государства вне картеля – лишь на 50%, заявил в понедельник министр нефти Кувейта Ассам аль-Марзук, передает ТАСС.
«Наша цель – обеспечить стопроцентное выполнение обязательств странами, – сказал он. – В феврале мы обсудим с четырьмя странами вне ОПЕК увеличение сокращения». Кувейтский министр не уточнил, какие именно четыре страны он имел в виду.
Конечно, об этом напрямую не говорится, но не исключено, что под странами вне картеля, которым надо ускориться со снижением добычи, имеется в виду также Россия. Ведь именно на нее приходится самая большая доля по сокращению.
Так, страны вне ОПЕК в течение первого полугодия совокупно должны снизить нефтедобычу на 558 тыс. барр. в сутки по отношению к уровню октября 2016 года, а одна Россия – на 300 тыс. барр. в сутки. При этом ОПЕК согласилась совокупно сократить нефтедобычу почти на 1,2 млн барр. в сутки.
ОПЕК в январе сократила добычу нефти на 890 тыс. барр. в день, говорится в февральском докладе организации. «Добыча нефти больше всего снизилась в Саудовской Аравии, Ираке и ОАЭ, в то время как объем производства в Нигерии, Ливии и Иране вырос», – уточняет организация.
Россия запланировала поэтапное сокращение. В начале февраля глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил, что в январе 2017-го Россия сократила нефтедобычу на 117 тыс. барр. в сутки по отношению к октябрю 2016-го. Министр тогда уточнил, что это «более чем в два раза больше первоначальных планов компаний».
С одной стороны, ОПЕК вчера подтвердила данные Минэнерго РФ. Добыча нефти в РФ в январе 2017-го сократилась на 120 тыс. барр. в день, сообщает «Прайм» со ссылкой на доклад картеля.
Но с другой – статистика нефтедобычи сильно различается у разных ведомств и статистических агентств, и это приводит к путанице в оценках.
Например, как следует из отчетов Минэнерго РФ, доступных на официальном сайте министерства, в январе 2017 года Россия добыла почти 47 млн т нефти с учетом газового конденсата.
По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), у России показатель был 11,1 млн барр. в сутки. ОПЕК сообщает, что Россия в январе добывала 11,2 млн барр в сутки. А по данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия в январе 2017-го добывала 11,48 млн барр. в сутки.
Одновременно с этим, как обращают внимание многие аналитики, хоть Россия и сокращает нефтедобычу, она все равно продолжает наращивать экспорт. По прогнозу аналитиков Reuters, «рост отгрузок Urals имеет все шансы сохраниться на протяжении действия пакта о заморозке – до лета».
По данным Минэнерго, в январе 2017-го Россия экспортировала почти 22 млн т нефти. Это примерно на 5% больше, чем было год назад, и почти на 2% больше, чем было в октябре 2016-го.
Впрочем, ранее министр Александр Новак сказал, что сравнивать данные по экспорту нефти за 2016 и 2017 годы некорректно.
«Я бы не хотел, чтобы вы интерпретировали цифры по экспорту и сравнивали, – они несопоставимы, 2016 и 2017 год. Потому что у нас идет модернизация, увеличение глубины переработки и так далее. Поэтому мы должны в целом оценивать и экспорт, и производство нефтепродуктов, и так далее. Поэтому из контекста брать только экспорт нефти не совсем правильно. Сейчас показатель, который мониторится, и все страны с этим согласны, – это показатель добычи», – говорил он.
Опрошенные «НГ» эксперты обратили внимание на то, что расхождения в цифрах вполне нормальны. Аналитик компании «Финам» Алексей Калачев указывает на разницу методик и коэффициентов пересчета.
«МЭА может оценивать добычу лишь по косвенным данным, – говорит он. – Поэтому расхождения возможны, но они не дают оснований для споров. Кстати, уровни добычи по странам ОПЕК, рассчитываемых самой ОПЕК и рассчитываемых МЭА, тоже расходятся».
«Показатели Минэнерго РФ более достоверны, так как ведомство получает статистику о добыче из первых рук, а МЭА не имеет такой возможности, – соглашается замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. – Цифрам агентства можно доверять, только если речь идет о США, остальная информация попадает к ним либо на добровольной основе, либо на платной, либо по договоренности. Соответственно полной статистическую картину МЭА назвать нельзя».
Как считает Кокорева, претензии ОПЕК не совсем оправданны, «так как речь шла о том, что основное сокращение добычи Россия проведет весной, а сейчас только февраль».
При этом эксперты уверены: сейчас со стороны ОПЕК не стоит ожидать каких-либо попыток заставить Россию в рамках действующего соглашения сократить еще и экспорт. Потому что для регулирования экспорта нужно тогда новое соглашение.
Алексей Калачев напомнил, что Россия не скрывала намерений наращивать экспорт. «Кроме того, поставки и добыча – не всегда связанные вещи, ведь это может быть реализация ранее добытой нефти из хранилищ, своп-поставки и т.д. И в ОПЕК об этом знают», – добавляет Кокорева.
В свою очередь, зампредправления Локо Банка Андрей Люшин обращает внимание, что «в ОПЕК не говорили о претензиях именно к России»: «Если у организации будут вопросы к отдельным странам, в том числе к РФ, то это будет решаться в формате переговоров и консультаций».