Туристы из КНР предпочитают путешествовать группами. Фото Агентство «Москва»
Россия опередила другие европейские страны по темпам прироста китайских туристов в период празднования лунного Нового года. Этот факт отмечают сами китайцы. Правда, они умалчивают, что это лишь статистический фокус и эффект низкой базы. Ведь весь «колоссальный прирост турпотока» составил лишь около 4 тыс. человек. Тем не менее численность приезжающих в Россию китайцев постоянно увеличивается. И по предварительным данным, в прошлом году нашу страну посетили более миллиона китайцев.
Наступивший год Петуха благоприятно начался для туристической индустрии России, пишет китайская «Женьминь жибао». «Как свидетельствуют данные Госуправления по делам туризма КНР, только в первые три дня «золотой недели» по случаю Нового года по лунному календарю Россия приняла в 2,7 раза больше китайских туристов, чем в тот же период прошлого года. По росту этого показателя Россия опередила другие европейские страны», – отмечает газета.
Число китайцев, желающих поехать в Россию, резко возросло годом ранее. «Это прежде всего связано с девальвацией рубля, которая сделала достаточно дорогое для китайцев путешествие в Россию более выгодным», – считает представитель Госуправления по делам туризма КНР в Москве Чжао Хунцин. «Ситуация изменилась с ослаблением рубля, в результате чего турпоездки в Россию стали более бюджетными, а шопинг в России – одна из главных статей расходов китайских туристов за рубежом – более выгодным», – делает вывод издание.
В то же время если обратиться к статистике, то уверения китайцев о значительном росте турпотока могут показаться не вполне убедительными. Во время праздничных каникул с 27 января по 2 февраля в путешествие за границу отправилось свыше 6 млн жителей Поднебесной. Что же касается поездок в РФ, то, как сообщают в туристической ассоциации «Мир без границ», за время праздников Москву и Санкт-Петербург посетило около 4 тыс. китайцев. Это на 50% больше показателей прошлого года, утверждают в ассоциации.
Масштаб притока китайцев познается в сравнении. За минувший год только Санкт-Петербург посетило около 2,85 млн иностранных туристов. В новогодние праздники Северная столица приняла около 390 тыс. туристов (+30% по сравнению с прошлым сезоном). Из них около 330 тыс. – это российские граждане, а примерно 40 тыс. – иностранные гости из дальнего зарубежья. Такие цифры приводит Ассоциация туроператоров России (АТОР). Таким образом, лишь каждый 10-й иностранный турист в новогодние праздники приехал из Китая.
«Есть некоторые сложности в подсчете числа отдыхающих из КНР в нашей стране. Общие данные статистики, публикуемые Росстатом, обычно включают только крупные периоды – квартал, полугодие и год. В то время как подсчеты числа туристов, побывавших в нашей стране за небольшой период, например «золотую неделю» китайского Нового года, возможны лишь благодаря усилиям профессионального сообщества», – отмечает исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка. «Въездной туризм у нас имеет ярко выраженную сезонность. Зимой, когда китайцы празднуют Праздник весны, в России все еще холодно. Поэтому наша страна в это время остается не самым привлекательным местом для отдыха», – замечает президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Монкевич. Однако если увеличилось число отдыхающих в РФ во время китайского Нового года, то можно рассчитывать на рост турпотока из Китая в Россию и в следующие месяцы, рассуждает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
В целом же туристы из Поднебесной сегодня лидируют по числу посещений в РФ. Так, только за девять месяцев прошлого года число их визитов в Россию перевалило за 1 млн. Это почти столько же, сколько прибывших из Финляндии. Примечательно, что численность въезжающих из Финляндии снижается (–2% по сравнению с прошлым годом). А число китайцев растет – причем на 15%. Китайский турист – это в первую очередь организованный турист. «Доля «групповых» туристов, следующих в нашу страну, стабильно росла с момента принятия Межправсоглашения о безвизовых групповых поездках в 2000 году, сейчас она достигает порядка 80% всего турпотока из КНР», – поясняет Пятихатка.
Однако интерес китайцев к России пока довольно ограничен, сетуют эксперты. В первую очередь туристы из Поднебесной посещают Москву, Санкт-Петербург и приграничные регионы. «Большая часть китайских туристов распределяется по двум российским столицам, особенно ощутим сегмент китайских туристов в Москве», - замечает профессор Российского экономического университета им Плеханова Елена Джанджугазова. «За девять месяцев прошлого года на приграничные регионы приходилось порядка 42% «безвизового потока», а на Москву и Санкт-Петербург – около 47%», – продолжают в ассоциации «Мир без границ». К примеру, только один Санкт-Петербург за тот же период посетило более 300 тыс. туристов из КНР по безвизовому обмену.
Другая проблема – «одноразовость» китайского спроса. «Даже в Петербург китайские туристы возвращаться не спешат. Исключение – игорные зоны Владивостока», – замечает гендиректор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. «В остальные города туристы не возвращаются. Но это пока не стало проблемой местного рынка туриндустрии: спрос растет, приезжают новые гости. Количество путешественников увеличивается ежегодно. Так, только прямыми рейсами между Пулковом и городами КНР прилетели более 250 тыс. туристов за 2016 год», – рассказывает она. Однако наплыва китайских туристов может не выдержать тарифная система бюджетных гостиниц, мини-отелей и хостелов Петербурга. «Они могут поднять цены выше обычной ежегодной индексации в предстоящий высокий сезон», – поясняет она. Так, приводит пример эксперт, в прошлом году в сезон белых ночей за доступные номера буквально сражались китайские операторы, забронировавшие номера заранее, и россияне, принявшие решение о поездке в последний момент. «А что будет в 2018 году, во время чемпионата мира по футболу? И что ожидает рынок в отдаленной перспективе, когда отели и рестораны уже «перестроятся» под Азию, а поток сократится? И придется думать о том, как же все-таки заставить китайцев посетить города РФ во второй раз», – рассуждает Лысенкова.
Однако если возвращение китайских туристов в Москву и Санкт-Петербург пока что отдаленная перспектива, то как привлечь гостей из Поднебесной в другие регионы РФ, пока не слишком понятно. Так, российские чиновники предлагают продвигать курорты Северного Кавказа через китайские соцсети.
Расширить географию поездок жителей КНР по России, по мнению экспертов, можно в первую очередь за счет «красного туризма», то есть туров по местам революционного прошлого страны. «Китайцам не очень интересны наши достопримечательности. Для них важнее посетить место проведения 6-го съезда Компартии Китая, проходившего в 20-е годы в Подмосковье», – рассказывает завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.
Посол Китая в Москве Ли Хуэй ранее подтверждал, что КНР будет рекомендовать своим туристам посещение подобных мест. «Развитие «красного туризма» является неотделимой частью для укрепления нашего сотрудничества в гуманитарной сфере. Те места, в которых китайские революционеры в свое время находились, – это прекрасные места для посещения», – говорил он.
Должна способствовать привлечению в РФ китайцев и программа China Friendly («Дружелюбный к Китаю»). Эта программа помогает российским фирмам и гостиницам подготовиться к приему иностранцев. Компании проходят серьезную проверку, прежде чем получить знак и право работы China Friendly. Программа должна создать комфортную среду пребывания для китайских туристов. Однако пока она находится в зачаточном состоянии.Так, статус China Friendly получили 54 российских отеля, 25 ресторанов (в Москве и Санкт-Петербурге), два музея («Гранд Макет» в Санкт-Петербурге и «Бункер-42» в Москве) и шесть торговых домов (в том числе ДЛТ и ЦУМ) (см. «НГ» от 18.05.16).