0
4535
Газета Экономика Интернет-версия

26.01.2017 00:01:00

"Протоны" остались без двигателей

Тэги: космическая отрасль, аварии, расследования, протон, роскосмос


космическая отрасль, аварии, расследования, протон, роскосмос Роскосмос проведет полную проверку всех предприятий, участвующих в производстве ракет и их испытании. Фото с сайта www.roscosmos.ru

По результатам расследования причин крушения в конце 2016 года космического грузовика «Прогресс МС-04» руководство госкорпорации «Роскосмос» приняло решение провести проверку всего производственного и испытательного процессов силовых агрегатов. Из-за недостатков, выявленных при огневом испытании на космодроме Байконур, также было решено отозвать все двигатели ракеты-носителя «Протон-М» и особо тщательно проверить Воронежский механический завод. Прокуратуре, сотрудникам Федеральной службы безопасности и Следственного комитета предстоит ответить на извечные для России вопросы: кто виноват и что делать?

Изучив материалы, предоставленные специалистами, проводившими сбор информации и фактов, касающихся очередного крушения транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-4», аварийная комиссия Роскосмоса во главе с генеральным директором Игорем Комаровым выдала рутинное заключение.

«Наиболее вероятная причина аварии, – констатируется в документе, – вскрытие бака «О» третьей ступени ракеты-носителя (РН) в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 вследствие возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. Причиной возгорания насоса окислителя могло стать возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя 11Д55 (несоответствие зазоров между шнеком и втулкой; между плавающими кольцами и крыльчаткой, возможный дисбаланс и биение ротора). Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полете».

Затем последовала не менее рутинная работа, связанная с выработкой плана «первоочередных мероприятий на предприятиях и в организациях ракетно-космической отрасли по обеспечению безопасного запуска ТГК «Прогресс МС-05».

Комиссия приняла решение усилить контроль производства ракет-носителей «Союз-У», выводивших на орбиту «Прогрессы». Общей комплексной проверке на этот раз подлежат производственные помещения, технологические линии, испытательные стенды (включая космодром), весь производственный процесс, включая чистоту цехов, отдельных рабочих мест, точность соблюдения технологии сборки и эффективность контроля качества. Но никаких кадровых решений из-за крушения ТГК не последовало.

Возможно, что спокойствие в отрасли так и осталось бы не нарушено, если бы не обстоятельство, которое стало известно благодаря публикации в одной из столичных газет. Очередная рабочая, так называемая огневая проверка двигателя второй ступени РД-0210/0211 на стенде космодрома Байконур выявила грубое технологическое нарушение в его производстве, которое однозначно привело бы к фатальным последствиям в случае очередного запуска ТГК. Дело в том, что агрегат оказался не способен работать в режиме высоких температур, на которые он был спроектирован, по той простой причине, что «вместо материалов с содержанием драгметаллов в двигателе использовались менее жаростойкие материалы». За этим «открытием» последовал возврат на Воронежский механический завод (ВМЗ, предприятие – производитель этих изделий) всех силовых агрегатов, включая и двигатели третьей ступени РД-0213/0214, для проверки. Из чего можно сделать вывод, что все агрегаты имеют общий дефект. То есть драгметаллы, предназначенные для производства жаропрочных деталей, были заменены другими материалами.

20 января глава Роскосмоса Игорь Комаров провел совещание, на котором присутствовали все руководители отрасли. Директор ВМЗ Иван Коптев ожидаемо был отправлен в отставку (конечно же, по собственному желанию), исполняющим обязанности руководителя предприятия был назначен заместитель по производству Алексей Уваров, о чем информация размещена на официальном сайте госкорпорации «Роскосмос». Процессом производства ракетных двигателей на ВМЗ заинтересовались сразу три правоохранительные структуры – прокуратура, ФСБ и СК. Одно не понятно: если есть претензии именно к производству двигателей, как могло так случиться, что именно тот человек, который отвечал за производство и не справился со своей работой, оказался во главе всего предприятия? А вот что точно понятно, так это отсрочка на неопределенный срок доставки грузов на МКС и запусков различных спутников.

И это еще не все проблемы космической отрасли. Вчера Арбитражный суд Москвы принял к производству исковое заявление госкорпорации «Роскосмос» о взыскании с Центра Хруничева неустойки в 2,173 млрд руб. за невыполнение контракта (от 26 сентября 2012 года) по созданию кислородно-водородного разгонного блока для ракеты тяжелого класса «Ангара-А5», срок исполнения которого наступил в ноябре 2015 года. Правда, сами представители Роскосмоса признают, что подача иска пока является лишь необходимой формальностью, поскольку разгонный блок такого типа невозможно эксплуатировать без специальной инфраструктуры (включающей испытательный комплекс и стартовый стол c его технической начинкой), которую еще не построили на космодроме Восточный.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1025
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1665
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1508
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2832

Другие новости