0
4685
Газета Экономика Интернет-версия

19.01.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. России за 10 лет нужно удвоить число домов престарелых

Инна Карпенко

Об авторе: Инна Викторовна Карпенко – руководитель центра медико-социальной реабилитации «Монино».

Тэги: экономика, население, пенсионеры, спецучреждения, закон, госзакупки, ндс, льготы


экономика, население, пенсионеры, спецучреждения, закон, госзакупки, ндс, льготы Фото Gettyimages

Население России, как и подавляющего большинства европейских стран, стареет. Целый ряд факторов привел к увеличению продолжительности жизни, к тому же через 5–10 лет массово начнут подходить к пенсионному возрасту дети послевоенного беби-бума. А значит, что очень быстро число россиян в возрасте 60 лет и старше практически удвоится. Вопрос, с которым скоро предстоит столкнуться власти и обществу, очень серьезный: если уже сейчас в социально-медицинских учреждениях для пожилых людей есть острый дефицит свободных мест, то что будет, когда количество пенсионеров в РФ резко увеличится?

К 70–80 годам многие пенсионеры нуждаются в том или ином уходе и желательно – цивилизованном и профессиональном. На Западе давно пришли к мысли о том, что с определенного возраста человеку и комфортнее, и правильнее находиться не в семье, а в специализированном учреждении. Разумеется, во главу угла в этом вопросе ставится фактическое состояние здоровья человека. Если он находится в полном сознании, обслуживает себя сам, то для него нет никаких проблем жить в собственном доме или квартире и до 100 лет. Тем не менее в Германии, например, более 10% граждан старше 65 лет живут в специализированных центрах для пожилых людей. В США этот показатель лишь немногим ниже. В России лишь около 1% пожилых людей в возрасте старше 65 лет постоянно или временно живут в специальных учреждениях.

Такая разница цифр объясняется тем, что в России до сих пор считается чем-то зазорным, если не сказать – неприемлемым, направить родственника в пансионат или дом престарелых. Хотя ни у кого не возникает никаких негативных эмоций по поводу того, что миллионы людей ежедневно отдают своих детей в детские сады на том простом основании, что нужно пять дней в неделю ходить на работу. Впрочем, нельзя здесь сбрасывать со счетов репутацию, которую заработали советские дома престарелых, помещение в некоторых из которых действительно было сродни если не каторге, то ссылке.

Вместе с тем даже в домах престарелых классического типа со всеми их недостатками сейчас почти нет свободных мест, их заполняемость близка к 100-процентной. А в некоторые специализированные учреждения, в особенности психоневрологической направленности, и вовсе существуют очереди в тысячи человек.

Но кризис подкосил возможности федерального бюджета настолько, что в нем едва хватает денег на поддержание в приличном состоянии уже существующих государственных домов престарелых, а на строительство новых и вовсе средств нет. Спасительным выходом из тупика может и должно стать государственно-частное партнерство в этой сфере, правда, чтобы оно состоялось, необходимо учитывать целый ряд условий.

Например, нужно понимать, что дома престарелых классического типа не отвечают требованиям времени, устарели морально и физически и просто не в состоянии обеспечить своим постояльцам должный уровень комфорта и ухода. Их cпецифика такова, что инвестору экономически нецелесообразно реконструировать существующие объекты, а выгоднее строить новые с нуля. Cтроительство современного медико-социального реабилитационного центра на 100–200 коек не может стоить менее 200 млн руб., а в столичном регионе – 500 млн.

Разумеется, каждого инвестора, каким бы социально ориентированным он ни был, волнует вопрос: когда к нему вернутся вложенные деньги? Этот вопрос напрямую увязан с заполняемостью пансионатов для пожилых людей. Понятно, что государственные объекты не испытывают недостатка в постояльцах, но что будет с теми центрами, за пребывание в которых людям придется платить из собственного кармана?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Тем не менее опыт работы уже существующих медико-социальных реабилитационных центров для пожилых людей нового типа (обеспечивающих не только уход, но и лечение) позволяют говорить о том, что платежеспособный спрос на такого рода услуги (по крайней мере в столичном регионе) есть. Весь вопрос в том, насколько он велик и какова на самом деле емкость этого рынка.

Радикально упростить ситуацию могла бы практика софинансирования. То есть после наступления определенного возраста или медицинского состояния государство выделяет человеку, допустим, 30 тыс. руб. в месяц. С этими деньгами он может пойти в государственный дом престарелых (ничего не доплачивая), а может компенсировать разницу и пойти в медико-социальный центр нового типа. Такой подход практически гарантировал бы коммерчески привлекательную заполняемость вновь создаваемых пансионатов для пожилых людей и сделал бы эту сферу социальных услуг интересной для консервативных инвестиционных фондов (например, для негосударственных пенсионных фондов), обладающих длинными деньгами и заботящихся в первую очередь об их сохранении.

Для инвесторов важны показатели доходности, которые должны составлять как минимум 10–12% годовых, что позволит бизнесу компенсировать инфляционные риски. До недавнего времени эти показатели казались недостижимыми. Но в последнее время государство сделало целый ряд шагов, направленных на увеличение экономической привлекательности социально-медицинских объектов для пожилых людей как бизнес-проектов. Во-первых, появилась возможность субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию такого рода проектов. Во-вторых, заметно были снижены налоги на землю и имущество. В-третьих, социально значимые объекты для пожилых людей вывели из-под действия закона о госзакупках. В-четвертых, появился механизм получения льготы на НДС и налогу на прибыль.

Разумеется, для того чтобы решить все проблемы, стоящие перед отраслью, этого недостаточно, но бизнес получил четкий сигнал: государство заинтересовано в развитии частных медико-социальных объектов для пожилых людей и готово участвовать в процессе не только словом, но и делом. И это уже принесло свои плоды – уже как минимум три крупные частные инвестиционные компании ведут в столичном регионе работы по сооружению медико-социальных объектов нового типа. Для адекватного реагирования на сложившуюся демографическую ситуацию этого недостаточно, но важно, что процесс сдвинулся с мертвой точки, а с введением практики софинансирования он получит дополнительный импульс, который позволит запустить его и в регионах.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
971
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1485
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1107
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1080

Другие новости