Купить натуральный сыр без пальмовых добавок в России очень непросто. Фото Reuters
Дешевые суррогаты захватили отечественный продовольственный рынок, но чиновники в основном лишь имитируют контроль качества продовольствия. Такой вывод напрашивается после многолетних ведомственных споров о доле фальсификата на рынке. Еще ни разу за последние годы Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Минсельхоз не назвали сколько-нибудь близкие цифры: то ли фальсификата 25% рынка, то ли 3%. Между тем суррогаты очень важны для социально-экономической стабильности страны, поскольку они создают иллюзию нормального товарного обеспечения.
«По нашим выборочным проверкам устойчиво фальсифицируется четверть всей пищевой продукции», – заявил в конце прошлой недели помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. При этом он подчеркнул, что речь идет о всех видах продуктов, кроме яиц. «Пищевое яйцо фальсифицируют только в Китае, у нас нет», – обратил внимание помощник главы ведомства.
На рыбном рынке, уточнял Алексеенко, фальсифицирование сводится к подмене наименований, «накачиванию» рыбы полифосфатами, чтобы глазурь удерживала больше влаги. «Попутно это приводит к тому, что недобросовестные компании получают фору по сравнению с добросовестными производителями», – отметил представитель ведомства.
По его словам, «идет процесс обратной селекции» – выигрывают мошенники, а компании, производящие качественную продукцию, экономически оказываются в крайне невыгодном положении. «Государство должно наводить здесь порядок, создавать условия для развития производителей сырья и перерабатывающей промышленности», – подчеркнул Алексеенко.
Столь печальные оценки, однако, не подтвердили в другом, отвечающем за качество продуктов питания, ведомстве – в Роспотребнадзоре. «По данным Роспотребнадзора, наибольший объем не соответствующей требованиям пищевой продукции приходится на импортные бахчевые по нитратам и импортную рыбу по содержанию глазури, ввоз которых разрешается соответствующими органами», – заявили в пресс-службе структуры. Согласно же данным Росстата, только за январь–ноябрь 2016 года общий объем не соответствующих требованиям продуктов питания составил среди мяса и птицы 6,6%, рыбы – 5,8%, кондитерских изделий – 3,7%, сообщили в Роспотребнадзоре.
Заметим, противоречия в оценках доли фальсификата Россельхознадзора и Роспотребнадзора возникают не впервые. Так, еще в начале прошлого года в Россельхознадзоре констатировали, что доля суррогатов среди отечественных сыров приближается к 80% (см. «НГ» от 19.01.16). Позднее эту оценку опровергли в Роспотребнадзоре и в самом Минсельхозе. В частности, о мизерной доле фальсификатов на отечественном рынке молока еще летом прошлого года рассказывал глава Минсельхоза Александр Ткачев.
Противоречивость оценок доли фальсификата и суррогатов говорит об отсутствии сколько-нибудь точных и объективных данных. «Без адекватной информации можно отстаивать как цифры Роспотребнадзора, так и данные Россельхознадзора», – отмечает аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. К тому же сегодня, по мнению экспертов, вектор госконтроля смещен в сторону импорта. «Фальсификат совершенно необязательно происходит из зарубежья, он может быть произведен и в России, поэтому, на мой взгляд, ведомствам сейчас необходимо повышать уровень внимания к российской продукции», – заявляет он.
«Соглашаясь с выводами коллег, чиновники двух контролирующих ведомств фактически подтверждают неэффективность своей работы. Поэтому ведомственные противоречия в оценках не исчезнут», – рассуждает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
Примечательно, что осенью прошлого года Роспотребнадзор выступил с инициативой дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей – о введении штрафов для предпринимателей за сбыт фальсификатов. Согласно законопроекту, за производство, ввоз или реализацию фальсификата бизнесмены могут быть привлечены к штрафам от 30 тыс. руб. до 1 млн руб. с возможной конфискацией. В пояснительной записке к документу говорилось, что причина инициативы – поступившие в Роспотребнадзор с января по август прошлого года более 1,7 тыс. обращений по поводу выявления в обороте фальсифицированной молочной продукции. Россельхознадзор тогда выступил с поддержкой инициативы. «Если вы фальсифицируете продукцию, то за это должна быть ответственность, если не уголовная, то такая экономическая, что ты этим заниматься не сможешь», – говорил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Однако дальше законодательных инициатив дело, похоже, не пошло. И, очевидно, проблема не столько в отсутствии на то политической воли, сколько в опасениях самих чиновников, что борьба за качество еды в конечном счете приведет к ее дефициту. Например, в РФ ежегодно производится около 30 млн т молока, что недостаточно для собственного обеспечения. Нехватку молока чиновники при этом оценивают в 8 млн т. И что же мы получим только в молочном сегменте, полностью отказавшись от заменителей?