Фото пресс-службы ОАО "РЖД"
Президент РЖД Олег Белозеров на совещании у председателя правительства 2 декабря заявил, что монополия недополучила с рынка 91,7 млрд руб. – 6% доходов. В РЖД недосчитались доходов, притом что тарифная нагрузка на грузоотправителей за год увеличилась на 9%, а транспортные расходы – на 15%. Такие итоги года свидетельствуют о неэффективности тарифного регулирования на рынке железнодорожных перевозок.
Что сделал регулятор в конце 2015 года в отношении тарифов? Он фактически поддержал инициативу монополии переложить затраты, связанные с нехваткой государственного субсидирования, на плечи грузовладельцев.
Во-первых, по инициативе РЖД предприятия исправно платили в течение всего 2016 года проиндексированный на 9% тариф вместо рекомендованных регулятором 7,5%, в результате отдали монополии более 110 млрд руб., включая 20 млрд сверх оптимального. Во-вторых, была введена экспортная надбавка – добавочный коэффициент в размере 13,4% в ушедшем году распространялся на большую часть экспортной номенклатуры грузов. Если умножить прогнозируемый экспортный объем на разницу в ставках, грузоотправители в результате этой меры потеряли не менее 25 млрд руб. В-третьих, увеличение дальности перевозок увеличило затраты предприятий более чем на 35 млрд руб.
Суммарно, учитывая индексацию, экспортную надбавку и увеличение дальности перевозок, грузовладельцы переплатили монополии более 80 млрд руб.
Как правительство России оценило результаты тарифной политики в 2016 году? Оно поддержало все тарифные предложения РЖД на 2017 год, создав опасный прецедент, при котором монополия будет бесконечно компенсировать за счет грузовладельцев недополученную в рамках государственного регулирования выручку.
С 1 января 2017 года по решению правительства РФ вступили в силу новые правила тарифного регулирования – индексация на грузоперевозки 4%, а также дополнительная индексация на «капитальный ремонт пути» 2%, за который, притом что РЖД получает миллиардные субсидии на обеспечение безопасности движения поездов, будут вынуждены платить грузоотправители. Также на 2017–2019 годы будет продлена экспортная надбавка в размере 13,4%, доказавшая свою несостоятельность в 2016 году, судя по заявлениям главы монополии о недополученных доходах.
Более того, согласно протоколу совещания у председателя правительства 2 декабря, ФАС, Минтрансу, Минэкономразвития, Минэнерго и ОАО «РЖД» поручено проработать вопрос «перераспределения на 2017 год недополученной в 2016 году тарифной выручки». С учетом того, сколько монополия уже изъяла у грузоотправителей, предложение вызывает недоумение.
Результат принятых правительством решений не заставит себя долго ждать – индексация по железнодорожным тарифам в 2017 году превысит инфляцию более чем в 2,5 раза. При этом доходы монополии вследствие ухода с железной дороги грузоотправителей могут сократиться на 3,7%.
По нашим прогнозам, перейти с железнодорожного на другие виды транспорта, прежде всего на автотранспорт, могут до трети грузовладельцев. В зоне риска оказываются перевозки цемента, черных металлов, скоропортящихся продуктов и строительных грузов. Перевозчики нефти и нефтепродуктов переключатся на трубопроводный транспорт.