Президенты РФ и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев на церемонии подписания Таможенного кодекса ЕАЭС, которую демонстративно проигнорировал глава Белоруссии Александр Лукашенко. Фото с сайта www.kremlin.ru
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал превращаться в весомую и значимую структуру в уходящем году. Первоначально в ЕАЭС входили Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. Чуть позже к союзу в качестве полноправного члена присоединилась Киргизия. В 2016 году продолжались переговоры о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС уже с пятью странами: Египтом, Монголией, Сербией, Таиландом и Ираном. Заработала ЗСТ с Вьетнамом.
ЕАЭС – международная организация региональной экономической интеграции, в которой должны обеспечиваться свобода движения товаров, капитала и рабочей силы, а также проведение согласованной или единой отраслевой политики.
В конце 2016 года принят Таможенный кодекс (ТК) ЕАЭС. Проект этого документа был одобрен в ноябре 2016 года главами правительств евразийской «пятерки».
Фактор ЕАЭС стал существенным для многих вопросов российской экономической политики – от налогов на международные почтовые отправления и интернет-покупки до требований к пивной таре или маркировке продовольствия. Однако попытки интеграции не могут переломить кризисные тенденции падения объемов взаимной торговли. В 2015 году взаимный товарооборот стран ЕАЭС оказался почти на 26% меньше прошлогоднего. В 2016 году падение продолжилось, хотя и меньшими темпами. По итогам девяти месяцев взаимная торговля стран ЕАЭС сократилась на 14,3%. Единственной страной, оказавшейся в явном выигрыше от участия ЕАЭС, оказалась Армения, которая показала прирост торговли с партнерами по союзу более чем на 55%.
Доля взаимной торговли в совокупном товарообороте стран ЕАЭС немного возросла (с 13,6 до 14%).
Довольно безрадостная картина сокращения экономических связей внутри ЕАЭС частично объясняется обесценением национальных валют по отношению к долларам США, в которых и ведется статистика взаимного товарооборота. В натуральных объемах некоторые виды взаимной торговли показывают рост.
Не способствуют росту взаимной торговли и затяжные экономические конфликты внутри ЕАЭС. Самый заметный из них – это спор между Россией и Белоруссией о ценах на российский газ. В Минске требуют привязки цен к внутрироссийским. Тогда как в контракте используется долларовая формула – «себестоимость добычи плюс транспортировка». Из-за ценового спора Белоруссия накопила за 2016 год перед РФ долг в 281 млн долл. До конца декабря этот долг России так и не был выплачен. Вместо этого Белоруссия начала своеобразную тарифную войну с РФ, требуя в одностороннем порядке поднять цену на транзит российских энергоносителей в Европу.
При этом Минск настаивает на своей позиции. «Должны быть сопоставимые, а лучше – равные условия между субъектами хозяйствования для того, чтобы можно было вести разговор по всем четырем свободам экономического союза, а не изюм из булки выковыривать и считать, что остальные должны с этим соглашаться», – заявил Reuters 20 декабря премьер Белоруссии Андрей Кобяков.
«Интересует не столько цена на газ – хотя это важно, сколько разница в ценах между РФ и Белоруссией». «Если в регионах, которые находятся рядом с Белоруссией цена на газ в два с лишним раза ниже, чем в Белоруссии, то конкурентоспособность товаров, которые производятся в Белоруссии, будет заведомо хуже, чем на территории РФ», – сказал белорусский премьер.
Российско-белорусский энергетический конфликт к концу года достиг своего апогея: Александр Лукашенко демонстративно проигнорировал саммит ЕАЭС и в Санкт-Петербурге 26 декабря. На этом саммите главы государств подписали новую редакцию Таможенного кодекса Союза.