0
11149
Газета Экономика Интернет-версия

26.12.2016 00:01:00

Два года прошло – отскока в плюс не случилось

Тэги: путин, пресс конференция, экономика, нефть, цены, прогрессивный налог, ввп


путин, пресс конференция, экономика, нефть, цены, прогрессивный налог, ввп Президент РФ Владимир Путин готов отвечать на любые экономические вопросы. Фото с сайта www.kremlin.ru

Экономика РФ не совершила неизбежного отскока в плюс, о котором с уверенностью говорил Владимир Путин ровно два года назад на большой пресс-конференции. Теперь президента радует уже тот факт, что наша экономика переползает из состояния рецессии в состояние стагнации. Два года назад Путин уверял, что 80 долл. за баррель губительны для мировой индустрии. Теперь президент говорит об адаптации к низким нефтяным ценам. Одно из достижений года – рост реальных зарплат. Правда, пока он укладывается в статистическую погрешность.

Большая пресс-конференция Владимира Путина прошла в этом году почти без громких экономических заявлений. Чуть ли не самое заметное решение Путина, о котором он сказал журналистам, решение сохранить плоскую шкалу подоходного налога. 

По словам президента, после того как в 2001 году в стране ввели плоскую шкалу, «сборы налога на доходы физических лиц увеличились в семь раз». «Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физических лиц? Можно. Может быть, это и будет когда-то сделано, но сейчас, считаю, нецелесообразно», – заявил Путин.

Еще два года назад казалось, что в 2016-м Россия совсем забудет о рецессии. Если бы надежды 2014 года оправдались, наша экономика, как и обещал президент, совершила бы неизбежный отскок в плюс. Напомним, уверенность в неизбежном скором экономическом росте была лейтмотивом пресс-конференции президента в декабре 2014-го.

Результаты работы познаются в сравнении, уточнил Путин. И сегодня он берет за ориентир падение ВВП на 3,7% в 2015 году. На этом фоне любое замедление спада или микроскопический рост кажутся достижением. «В этом году будет тоже небольшое снижение, но это уже не 3,7%, – уточнил на конференции в пятницу Путин. – За ноябрь мы наблюдаем небольшой рост ВВП страны. Скорее всего по году у нас будет минус 0,5–0,6%». Другими словами, российская экономика по итогам 2016 года постепенно переползает из состояния рецессии в состояние стагнации.

Но если продолжить сравнение, то можно вспомнить, например, кризисный 2014 год, когда ВВП РФ все же вырос на 0,7%. И тогда с высоких трибун говорилось о скором оживлении. «Отскок в плюс неизбежен», – уверял два года назад Путин, когда, к слову, уже действовали антироссийские санкции. Нашу экономику должна была вытянуть за собой мировая. «Сколько на это потребуется времени? При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что года два», – уточнял президент в декабре 2014-го. Также Путин ожидал, что «внешняя экономическая конъюнктура будет меняться, потребуются дополнительные энергетические ресурсы». «За это время, и в этом я уже не сомневаюсь, нам все-таки многое удастся сделать с точки зрения диверсификации нашей экономики», – обещал президент.

Была два года назад и уверенность в возвращении высоких мировых цен на нефть. «Я думаю, что цена скорректируется... В удержании ее на достаточно низкой планке 80 долл. никто из участников рынка не заинтересован… Если мировые цены будут держаться на уровне 80 долл., то все производство рухнет», – говорил президент в октябре 2014-го, когда Brent стоила около 80–90 долл. за баррель.

Практика показала, что основные участники рынка, члены Организации стран – экспортеров нефти, оказались заинтересованы в удержании низких цен на нефть: демпингуя, они рассчитывали сохранить свою долю рынка. И мировая нефтяная отрасль не рухнула даже при 42–45 долл. за баррель.

Сейчас о своих прошлых предположениях президент не вспоминает. Он говорит об адаптации к низким ценам на нефть. «Мы считали бюджет 2016 года изначально из 50 долл. за баррель, а он оказался 40. Несмотря на это, и в ВВП тенденции изменились, и в инфляции, и мы сохранили резервы... Ситуация хуже в мировой экономике, а результат у нас лучше получился. Это значит, что экономика приспособилась», – сообщил в пятницу Путин.

В этом году особого разговора на Большой пресс-конференции удостоились доходы населения. Путин признал, что они «припали», правда, в который раз он и словом не обмолвился, что в таком состоянии падения реальные доходы граждан находятся третий год подряд (см. «НГ» от 02.12.16). При этом президент нашел повод для радости: «За последние месяцы мы наблюдаем очень скромный, но все-таки рост реальной заработной платы в реальном секторе экономики, и это в целом настраивает на позитивный лад».

Реальный рост – это рост с учетом инфляции. Получается, в российской экономике есть отрасли, в которых работодатель не просто поднял номинальную зарплату, но еще и компенсировал работникам инфляционные потери. Как уже писала «НГ», судя по данным представителей рынка труда, на такой шаг пошли очень немногие предприятия. Только треть российских работодателей в этом году повысили своим сотрудникам зарплату в номинальном выражении, и то не все смогли обогнать инфляцию (см. «НГ» от 23.12.16). Тем не менее официальная статистика действительно зафиксировала реальный рост зарплат: позитивные изменения начались с сентября. Правда, пока этот рост укладывается в статистическую погрешность. В январе–ноябре 2016-го он составил лишь 0,5% к тому же периоду 2015-го.

В отраслевом разрезе Росстат дает статистику зарплат за январь–октябрь. По его данным, во многих отраслях номинальные зарплаты действительно росли с опережением инфляции, которая в январе–октябре 2016-го составила в годовом выражении 7,4%. Так, за указанный период зарплаты в рыбной отрасли выросли примерно на 15%, в финансовом секторе – почти на 13%, в целлюлозно-бумажном производстве – на 11%, в сфере операций с недвижимостью – на 10,5%, в сельском хозяйстве – почти на 10%, в добыче полезных ископаемых – более чем на 9%, в оптовой и розничной торговле, сфере ремонтных услуг – почти на 9% и т.д. Но есть отрасли, в которых номинальный рост не компенсировал инфляцию: в сфере здравоохранения номинальные зарплаты выросли на 6%, в образовании – на 4,2%.

Опрошенным «НГ» экспертам не хватило в конференции Путина более детального разговора о долгосрочной экономической стратегии страны. «В экономике действительно есть точечные успехи, о которых нужно знать, но интереснее было бы говорить и о глобальных системных рисках, о крупных стратегиях, которые правительство выбирает в борьбе с кризисом, – поясняет аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. – Например, можно было бы инициировать общественную дискуссию о том, допустимо ли выбираться из кризиса за счет повышения налогов и высокой ключевой ставки Центробанка». «Впечатление такое, что президент менее охотно отвечал на вопросы, связанные с экономикой. Было видно, что это его сейчас не так волнует, как внешняя и внутриполитическая ситуация», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

При этом эксперты признают, что тот рост зарплат, который фиксирует статистика, не приводит к реальному улучшению благосостояния граждан. «Это не значит, что население стало богаче. Увы, но реальные располагаемые доходы, которые учитывают обязательные платежи (например, налоги) сократились в январе–октябре в годовом выражении на 5,3% – вот основной показатель благосостояния людей, – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – И скорых перемен к лучшему здесь не ожидается: темпы снижения реальных доходов в 2017 году могут остаться на прежнем уровне – около 5% за счет ожидаемого повышения стоимости услуг ЖКХ, налога на недвижимость и прочих издержек».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1265
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
565
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
801

Другие новости