0
7235
Газета Экономика Интернет-версия

21.12.2016 00:01:00

Россия выпала из глобального тренда

Тэги: мировая экономика, нищета, бедность, статистика, оон, потребители, доходы, россия, мрот


мировая экономика, нищета, бедность, статистика, оон, потребители, доходы, россия, мрот Зарубежные аналитики ожидают сокращения числа неимущих в мире. Фото Reuters

Банкиры и маркетологи радуются, что на планете в ближайшие три года резко сократится доля тех, кто живет менее чем на 2 долл. в день. Благодаря росту мировой экономики к 2020 году доля жителей с доходами более 2 долл. вырастет с нынешних 63 до 90%. Однако Россия может выпасть из этого глобального тренда, поскольку темпы ее развития в среднесрочной перспективе будут гарантированно ниже мировых.

Аналитики банка HSBC  предсказывают, что к 2020 году 90% населения Земли станут частью так называемого потребительского класса. Многие организации, включая Всемирный банк, как правило, рассматривают ежедневный доход в 2 долл. как точку перехода человека от минимально допустимого уровня жизни к статусу потребителя, который может приобретать товары и услуги.

На основе демографических данных ООН сделан вывод, что количество потребителей в мире в 2001 году составляло менее 5 млрд человек, сейчас – 6,6 млрд., а к 2020 году превысит 7 млрд.

Сейчас каждый седьмой человек в мире является потребителем со средним уровнем дохода 10–20 долл. в день. К 2020 году эта цифра вырастет до 3,2 млрд человек, а спустя еще 10 лет – до 4,9 млрд. На долю таких потребителей будет приходиться почти половина потребительских расходов в мире, причем этот показатель будет заметно расти в развивающихся странах Азии, отмечает HSBC в своем отчете.

Рост количества потребителей является одним из четырех трендов, которые эксперты банка выявили, проведя опрос руководителей крупного бизнеса и 90 тыс. потребителей. На рынки повлияют также прогресс цифровых технологий, который коренным образом меняет то, как люди находят, выбирают и платят за товары и услуги, растущие различия в моделях потребления разных поколений потребителей и рост покупательской способности женщин, связанный с увеличением количества работающих женщин.

Россия вряд ли встроится в общемировой тренд роста количества платежеспособных потребителей. Слабые темпы роста ВВП и доходов населения в ближайшие три года говорят о выпадении нашей страны из потребительского мейнстрима.

Разработанный правительством Прогноз социально-экономического развития на 2017–2019 годы исходит из того, что во всех трех его вариантах мировая экономика будет расти в 2016 году на 2,9%, ускорится до 3,3% в 2017 году и составит 3,6% в 2018–2019 годах.

А в России ВВП в 2016 году упадет на 0,6%, вырастет в 2017-м от 0,6 до 1,8% в зависимости от развития ситуации с доходами от нефти. На следующий год ожидается рост от 1,7 до 3%, а в 2018-м в лучшем случае вырастет на 3,4%, что также ниже мирового уровня. Только в 2019 году самый оптимистичный прогноз обещает рост ВВП на 4,4%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ также не обещают увеличения потребления. В 2015 году они упали на 4,3%, в 2016-м правительство ожидает падения этого показателя еще на 5,6%. И здесь оно, похоже, не ошибется:  за январь–ноябрь  2016 года  доходы населения  в  реальном выражении снизились на  5,8% по сравнению с аналогичным периодом  2015 года. При этом темпы падения в ноябре почти не замедлились: они составили 5,6% по сравнению с прошлогодним ноябрем.

Не очень радужные ожидания у властей и на ближайшие три года. По Прогнозу в 2017 году доходы могут вырасти от 0,2 до 1,2% по разным вариантам. 2018 год обещает увеличение доходов на 0,5–1,8%, а в 2019 году – от 0,8 до 3,4%.

Вчера президент Владимир Путин утвердил повышение на 4% минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 июля 2017 года составит 7800 руб.  в месяц (сейчас 7500 руб.) Это повышение коснется около 890 тыс.  человек, из которых 72% – это работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях. По нынешнему курсу МРОТ составляет около 4 долл. в день, так что эти работники как раз попадают по размеру дохода в потребительский класс. В Интернете сейчас набирают популярность ролики, авторы которых, жители разных стран, показывают, что реально можно купить на минимальные 3–5 долл. Правда, в такую сумму укладываются в основном жители России и Украины, покупая дешевые крупы, овощи, бутылку пива и сухарики к ней. В более развитых странах минимальной считается все-таки сумма в 10 долл. или евро.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1541
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1838
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1910
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1489

Другие новости