Исполнительный директор Молочного союза Людмила Маницкая связывает дефицит сырого молока с частичным запретом поставок белорусской продукции. Фото с сайта www.dairyunion.ru
Явное неблагополучие на молочном рынке РФ вылилось в громкий скандал. Сначала Счетная палата объявила о неэффективной господдержке отрасли. Потом антимонопольная служба заявила, что на молочном рынке действует настоящая мафия. А вчера молочники заявили о дефиците в стране молока, которого не хватает в том числе из-за запретов властей на импорт белорусской продукции.
В конце ноября коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года». «Несмотря на отмеченные позитивные достижения, сектор молочного производства пока остается проблемным. Уровень самообеспеченности молоком за счет собственного производства в 2015 году составил 81,2% при пороговом значении, определенном Доктриной продовольственной безопасности РФ, – 90%», – указывали в СП.
Исходя из установленных Минздравом норм потребления, уровень производства должен составлять около 47 млн т. По данным же Росстата, только в прошлом году в стране произведено 30,8 млн т молока. К тому же, обращают внимание в СП, прирост производства молока в хозяйствах всех категорий часто не превышает статистическую погрешность. Иначе говоря, роста производства в действительности может и не быть.
На фоне падения или стагнации производства поддержка отрасли только в текущем году выросла в разы. «Так, объем субсидий на 1 кг молока увеличился в 1,6 раза по сравнению с 2015 годом, на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) – в 15 раз», – сообщают в СП. Однако на фоне увеличения объема субсидий, выделяемых из федерального бюджета, объемы молока, производимого сельскохозяйственными организациями и фермерскими хозяйствами, снизились в прошлом году в 26 регионах из 80, указывают аудиторы.
На фоне значительной господдержки имеет место аномально высокий рост цены молока по пути от коровы к прилавку. «Продвижение сырого молока по цепочке «производитель – переработчик – торговая сеть» добавляет к его стоимости более 100%», – утверждают в ведомстве Голиковой. В 2015 году средняя выручка производителя сырого молока, получающего господдержку, составила около 21 руб. за литр, при этом розничная цена молока (2,5–3,2% жирности) в среднем составила 47 руб. за литр.
В понедельник к критике молочной отрасли присоединилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так, по версии главы ФАС Игоря Артемьева, в российских регионах продолжает расцветать схема, при которой организованные группы предпринимателей скупают всю молочную продукцию у производителей и перепродают ее на рынке, завышая таким образом цены. «В молочной отрасли всегда были проблемы с закупочной ценой. Там существуют организованные структуры, которые я бы назвал мафией (потому что мафия – это организованная преступная группа). Они скупают на корню молоко или зерно у фермеров по бросовым ценам, угрожая им тем, к примеру, что зерно от самих фермеров не примут на элеватор, а потом перепродают втридорога», – сообщал он в программе «Поздняков» на НТВ.
А вчера прозвучали новые обвинения властей в продолжающемся молочном кризисе. Исполнительный директор Молочного союза России Людмила Маницкая назвала спорным вопрос о вине «мафии» в высоких ценах на молоко. «Я думаю, глава ФАС оговорился», – приводит ее слова портал DairyNews. «Вы, наверное, в курсе, что в нашей стране уже много лет не хватает сырого молока. И в связи с эмбарго в нашу страну сырое молоко в виде сухого молока поступает не из Европы, а из Белоруссии. На сегодняшний день Минсельхоз принял все меры и закрыл стратегически важные белорусские предприятия на поставку в Россию», – пояснила Маницкая.
Она добавила, что получает огромное количество писем от представителей молочных компаний с просьбой поднять на уровне министерства вопрос открытия этих белорусских предприятий. «Если это произойдет, вопрос с ростом цен на молоко решится довольно быстро», – уверена Маницкая.
Еще в августе 2016 года нескольким молочным предприятиям Белоруссии было запрещено поставлять свою продукцию в РФ. В ответственном за запрет Россельхознадзоре такое решение объясняли фальсификацией молочных продуктов. В ведомстве не исключали и полного запрета на импорт молочной продукции из Белоруссии.
Правда, такое развитие событий в Минсельхозе отвергали. «Я думаю, что Россельхознадзор несколько погорячился», – сообщал летом глава Минсельхоза Александр Ткачев, признавая, что РФ испытывает дефицит по молоку. «Без Белоруссии будет достаточно непросто», – указывал он. И ранее министр неоднократно подчеркивал, что сегодняшний дефицит молока в РФ составляет около 7 млн т в год.
Правительство Дмитрия Медведева – не первое, которое не может остановить спад производства молока. Сколько-нибудь значимого прироста в стране нет с начала 90-х. При этом чиновники стараются умолчать о проблеме, с которой не способны справиться. Например, год назад премьер Дмитрий Медведев категорически опровергал наличие в РФ какого-либо продовольственного дефицита. «Что бы там ни говорили, какие бы прорицания на эту тему ни делались, никакого дефицита ни по мясу, ни по молоку, ни по овощам и фруктам в нашей стране нет. Во всяком случае, в этом году ситуация абсолютно стабильная», – утверждал Медведев.
В свою очередь, Минсельхоз в ответе на запрос «НГ» вчера также обошел факт дефицита молока в стране, сосредоточившись на мерах господдержки молочников. В министерстве уповают на новый механизм молочных интервенций, который поможет сгладить сезонные колебания цен на молоко.
Разошлись во мнениях о первопричине роста цен на молоко и эксперты «НГ». «Согласно официальной статистике, на рынке наблюдается резкое ускорение роста цен производителей на сырое молоко. Так, если в октябре 2015 года цены выросли на 3,9% (год к году) при 15,6% потребительской инфляции, то в октябре 2016 года рост цен составил уже 9,4% при инфляции в 6,1%. Судя по всему, в этом виноват непродуманный протекционизм», – говорит аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин, напоминая, что ранее Россельхознадзор запрещал ввозить из Белоруссии крупные партии молока. «На фоне этого местные производители в РФ по закону спроса и предложения получили возможность поднять цены и нарастить норму прибыли. Пострадавшими же оказались покупатели молочной продукции в магазинах», – делает вывод эксперт.
«Белорусы здесь ни при чем, и то, что закрыли в какой-то степени белорусские поставки, – это даже хорошо. Ведь белорусское молоко – это не импортозамещение», – рассуждает руководитель Центра международного агробизнеса Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Анатолий Тихонов. «В прошлом году правительство РФ приняло постановление, по которому субсидирование молочных ферм было продлено с 8 до 15 лет. Но для того, чтобы 15 лет финансировать ферму, нужны серьезные средства. У нас крупные госбанки не готовы поддерживать отрасль», – замечает он.
«Вряд ли стоит говорить о дефиците молока, так как потребительский спрос последние два года снижался. При этом падение производства молока в России с 2012 года по 2015 год составило чуть более 3%», – говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. «Кроме того, не так давно появилась программа поддержки фермеров и семейных молочных ферм – эффект прекрасный! Фермеры сейчас производят уже около 7% всего молока. Они стоят в очередь за поддержкой, но основные деньги идут в сельхозорганизации», – продолжает она. «Кажется, что проблема с молоком надолго: навязываемые модели крупного производства не дают большого эффекта в целом по стране, а другие модели Минсельхоз не очень любит», – резюмирует Шагайда.
«Рыночная экономика ввела рынок молока в такие условия, что производители сырья вынуждены отдавать его за цену, которая иногда в разы ниже финальной стоимости молока на прилавке», – резюмирует аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.